|
|
N°192, 19 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В России только добывать
ЛУКОЙЛ не намерен строить нефтеперерабатывающие заводы
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера в Нью-Йорке в рамках проходящей в последние несколько месяцев кампании по презентации своей новой стратегии на 2007--2017 годы объявил, что не намерен строить в России новые нефтеперерабатывающие заводы. По его словам, компания отказалась от этих планов и приняла решение увеличить на 30% (на 15--20 млн тонн в год) мощности действующих заводов в Волгограде и Перми. А вот от покупки действующих заводов в Европе ЛУКОЙЛ не отказывается. «Мы ведем консультации с ConocoPhillips об активах в Европе», -- отметил г-н Алекперов. В частности, компания рассматривает предложение по покупке завода на юге Европы. «Мы не хотим приобретать для того, чтобы приобрести, мы хотим выстроить экономически эффективную цепочку», -- указал г-н Алекперов. Как неоднократно ранее говорили представители ЛУКОЙЛа, экономически эффективнее из России экспортировать сырую нефть и перерабатывать ее недалеко от рынков сбыта нефтепродуктов. Именно по этой логике пока еще крупнейшая в России нефтяная компания и собирается работать в ближайшие десять лет.
Согласно стратегии ЛУКОЙЛа, объем нефтепереработки к 2017 году должен вырасти на 70%, до 2 млн баррелей в сутки (100 млн тонн в год). Как следует из презентации, сейчас из общего объема переработки около 70% приходится на российские НПЗ компании. Через десять лет эта доля должна сократиться до 56% -- в пользу Европы (около 30%) и Америки (14%). «Мы готовимся к крупному проекту в Венесуэле, рассматриваем вариант поставки нефти на американский рынок, ее переработки и реализации на наших АЗС», -- сообщил г-н Алекперов. В итоге, как следует из презентации, к концу 2016 года ЛУКОЙЛ планирует выпускать только высокооктановые бензины, а вся продукция будет соответствовать стандарту Евро-5.
При этом глава компании уверен, что проблем с поставками сырья у ЛУКОЙЛа не будет. Он также подчеркнул, что прогнозы развития ЛУКОЙЛа строятся на существующих запасах компании. Темпы роста среднегодовой добычи углеводородов за десятилетие должны увеличиться почти на 50% (до 6,7% в год), а объемы -- до 4 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (почти 180 млн тонн в год). Наиболее крупными проектами в области добычи нефти станет освоение новых нефтегазовых провинций на севере европейской части России и на российском шельфе Каспийского моря. При этом «Росприроднадзора» г-н Алекперов не боится. «Пусть вас нынешние проверки не пугают. Я уверен, что наш диалог с контролирующими органами позволит выйти из этой ситуации без потерь и с сохранением всех активов», -- заявил он в ходе выступления, не пояснив, каким образом он намерен договариваться с главным проверяющим природоохранной деятельности Олегом Митволем.
Впрочем, существенный рост добычи могут принести ЛУКОЙЛу не российские недра, а зарубежные. Г-н Алекперов упомянул о возможном начале переговоров по разработке гигантского месторождения «Западная Курна-2» в Ираке (ведь именно за связи с американцами Саддам Хусейн объявил о расторжении контракта с ЛУКОЙЛом, но в международном суде попытаться сделать это не смог), а также сообщил «о ряде предложений в Центральной Азии, которые могли бы быть интересны компании». «На финишной прямой» находятся, по словам главы компании, и переговоры с правительством Венесуэлы по освоению месторождений тяжелой нефти в бассейне Ориноко.
Кроме того, как заявил г-н Алекперов, он обсуждает с «Роснефтью» возможность создания консорциума для поставок нефти в Китай. «Мы обсуждаем с «Роснефтью» возможность создания консорциума. Одному там делать нечего. Мы только приступили к изучению потребностей этого региона», -- сказал он информагентствам, отказавшись сообщить подробности проекта.
Отдельный пункт стратегии -- увеличение добычи газа. Планируется, что к 2017 году доля газа в общем объеме добычи углеводородов ЛУКОЙЛа увеличится с 6 до 33% и составит 70 млрд кубометров в год. Основными регионами добычи станут российские Большехетская впадина (Ямало-Ненецкий округ) и Каспийский регион. Среди иностранных проектов в стратегии выделены такие газовые проекты, как «Карачаганак» в Казахстане, «Кандым-Хаузак-Шады» в Узбекистане, «Шах-Дениз» в Азербайджане и проект в Саудовской Аравии. Свое стремление ЛУКОЙЛ объясняет ростом потребления и цен на этот вид топлива как на мировом, так и на внутрироссийском рынке. «У нефти появился мощный конкурент -- природный газ. В настоящее время темпы роста потребления газа (в мире. -- Ред.) в два раза больше, чем по нефти», -- сообщил г-н Алекперов. В России, по его прогнозу, уже в следующем году цена на газ может вырасти почти вдвое.
Реализация стратегии может обойтись ЛУКОЙЛу в зависимости от мировых цен на нефть в 78--112 млрд долл. При этом около трети инвестиций необходимо для новых приобретений. В итоге, как считает г-н Алекперов, даже при консервативной оценке потенциал роста стоимости компании увеличится в 2--2,5 раза, а ее капитализация может вырасти до 150--200 млрд долл. При этом в стратегии отмечается, что в финансовой политике ЛУКОЙЛ намерен сохранить консервативный подход. В частности, показатель отношения долга к суммарному капиталу не превысит уровня 30%. Такая политика позволит обеспечить поддержание доходности на вложенный капитал на уровне 15--17%. Как отметил вице-президент компании Александр Матыцын, уже сейчас ЛУКОЙЛ «способен привлечь до 15 млрд долл. без особого ущерба для кредитного рейтинга компании».
Так или иначе, но ЛУКОЙЛ уже неоднократно презентовал различные долгосрочные стратегии, однако все они корректировались по прошествии считаных лет. И основными причинами этого были изменяющиеся цены на нефть и российское законодательство в сфере налогов и сборов, а также таможенных пошлин. Тот же г-н Алекперов не раз говорил, в том числе и в Нью-Йорке, что его компания до 90% выручки вынуждена отдавать государству из-за того, что налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина зависят от мировых цен на нефть. Однако, как следует из опубликованной вчера отчетности компании по международным стандартам за первое полугодие этого года, чистая прибыль ЛУКОЙЛа выросла на 55% -- это рекордный рост для компании.
Анна ГОРШКОВА