|
|
N°208, 13 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под крылом самолета
Нефть в мире подешевела, а бизнес авиаперевозчиков под угрозой
Вчерашняя картинка CNN, так навязчиво напоминавшая кадры 11 сентября -- Нью-Йорк, столб дыма, обломки самолета и зданий, -- сопровождалась, однако, противоположной реакцией мирового рынка нефти. Если в сентябне он отреагировал скачком цен -- до 35 долларов за баррель, -- то теперь произошел обвал. В первые минуты после катастрофы цены на Лондонской нефтяной бирже упали более чем на 5%, потом произошла корректировка, а затем вновь стали падать: к 22.00 московского времени декабрьские фьючерсы за баррель нефти марки Brent стоили 22,09 долл., что на 1,16 долл. ниже цены пятницы.
Если в сентябре мировое сообщество ждало чуть ли не начала третьей мировой войны, в результате чего могли быть перебои с поставками нефти из Персидского залива, то сейчас «не тот масштаб событий», говорит директор московского бюро нефтяного агентства Petroleum Argus Сергей Лукьянов. К тому же ценовую ситуацию сейчас определяют события, связанные с завтрашним саммитом ОПЕК и, в частности, недовольство картеля решением России о мизерном сокращении нефтедобычи (см. стр. 4).
Если выяснится, что в Нью-Йорке был теракт, то возможна небольшая спекулятивная паника, предполагает аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, но в любом случае рост цены барреля не превысит 1--2 долл. А г-н Лукьянов полагает, что в этом случае рост цен на нефть будет достаточно резким: вновь возникнут разговоры об акции возмездия странам Персидского залива, и реакция рынка последует незамедлительно. В любом случае, полагает эксперт, анализ предыдущих терактов позволяет говорить о том, что существенного снижения спроса на нефть не произойдет. Текущее уменьшение потребления авиакеросина в гражданской авиации компенсируется ростом потребностей в зоне военных действий в Центральной Азии. А возможное снижение потребления нефти и нефтепродуктов из-за уменьшения авиаперевозок и спада мировой экономики ОПЕК уже заложило в свои расчеты.
Доля потребляемой авиаперевозчиками нефти в мировых масштабах относительно невелика -- до 5%. Но будущее самой индустрии авиаперевозок после вчерашней трагедии оказалось под большим вопросом. Катастрофа будет иметь тяжелейшие последствия для мировой гражданской авиации, вне зависимости от того, стала ли эта трагедия результатом теракта, человеческой ошибки или непредсказуемого стечения обстоятельств. «Самолет разбился в таком месте и в такое время, что психологический эффект от его падения будет иметь глобальные масштабы», -- сказал газете «Время новостей» авиационный аналитик, глава московского агентства «Инфомост» Борис Рыбак. Он напомнил, что мировая индустрия авиаперевозок и без того переживает кризис, причиной которого стало резкое падение доверия пассажиров к воздушному транспорту после террактов в Нью-Йорке 11 сентября этого года. По мнению Рыбака, катастрофа окажет огромное эмоциональное воздействие на потенциальных авиапутешественников не только в США, но и по всему миру.
Предыдущее падение спроса на пассажирские авиаперевозки в мировом масштабе произошло в 1990 году, во время войны в Персидском заливе. Тогда докризисный объем перевозок в различных регионах восстанавливался от 6 до 12 месяцев. До вчерашней аварии American Airlines эксперты предсказывали, что эффект разрушения торгового центра в Нью-Йорке для авиации будет вдвое более тяжелым и что восстановления перевозок надо ждать от 18 до 24 месяцев. Теперь и эти прогнозы кажутся неоправданно оптимистичными.
А акции авиакомпаний вошли в пике. Бумаги AMR Corp. (материнской компании American Airlines) подешевели на 28%. С 11 сентября их падение составило примерно 50%. Бумаги Northwest Airlines потеряли в цене 10% (36% с момента взрывов 11 сентября). Акции германской Lufthansa подешевели на 6,29%, а голландской KLM -- на 10%.
Николай ГОРЕЛОВ, Михаил КУКУШКИН