|
|
N°190, 17 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принять по высшему разряду
Первыми пассажирами нового здания аэропорта Сочи станут члены МОК
В Сочи возобновились работы по достройке самого знаменитого долгостроя на российском юге -- аэровокзального комплекса (АВК) аэропорта, который совсем недавно был преобразован из ФГУП «Аэропорт Сочи» в ОАО «Международный аэропорт Сочи». Правда, пока 100% акций этого открытого акционерного общества находятся в государственной собственности, но Минтранс и Минэкономразвития уже готовят торги, в результате которых весь пакет акций сочинского аэропорта перейдет одной или нескольким частным компаниям. Торги должны состояться до конца года. Новый владелец ОАО «Международный аэропорт Сочи» будет обязан достроить АВК в жесткие сроки, до весны 2008 года. Объем работ, необходимых для завершения строительства АВК, сегодня оценивается в 3 млрд рублей.
Ко всем расходам еще неизвестного нового хозяина сочинского аэропорта надо прибавить и обязательства по погашению кредита в сумме 118 млн. руб., который был получен ОАО «Международный аэропорт Сочи» в Сбербанке для срочного начала работ в здании АВК. Ждать, пока будет проведен конкурс и определится его победитель, уже нельзя. Как пояснил генеральный директор сочинского аэропорта Алексей Близнюков, иначе строители никак не успеют подготовить хотя бы один терминал для достойной встречи оценочной комиссии Международного олимпийского комитета. В ее составе -- семнадцать членов МОК, и от того, какое впечатление у них сложится о Сочи, зависит, получит ли российский курорт право провести зимние Олимпийские игры 2014 года. Оценочная комиссия МОК прибудет в Сочи 20 февраля 2007 года. Если члены МОК выйдут из самолета и окажутся в старом, убогого вида здании аэровокзала, построенном в 1969 году, на олимпийских притязаниях сочинцев можно будет сразу поставить крест...
Новый АВК начали строить в Сочи в 1988 году. Этот комплекс должен был стать одним из крупнейших и самых совершенных в Европе. Его пропускная способность -- 2500 пассажиров в час (ныне действующий в Сочи аэровокзал способен обслужить в час не более 1600 человек). Возводила АВК словенская компания SCT-International. Но из-за развала СССР и Югославии и последовавших затем финансовых проблем строительство было остановлено, а в 1996 году объект «заморозили», несмотря на то что все основные работы были уже выполнены и в здание даже завезли оборудование на сумму около 10 млн. долл. -- лифты, эскалаторы, транспортеры багажа...
Общая площадь сочинского АВК -- более 59 тыс. кв. м, но к февралю 2007 года, к визиту оценочной комиссии МОК, в авральном режиме начали готовить всего 7 тыс. кв. м. «Мы должны принять самолет с членами МОК у хотя бы одного готового выдвижного трапа, -- говорит гендиректор сочинского аэропорта Алексей Близнюков, -- провести гостей в зал прилета, в котором работают все сервисные службы, вывести их к обустроенному подъезду... Да, это будут образцово-показательные площади, чтобы члены МОК смогли представить, каким будет аэровокзал в окончательном виде».
Работы по подготовке «образцово-показательных» площадей АВК к встрече комиссии МОК выполняет сербская компания Putevi. Она выиграла тендер, в котором участвовали четыре российские, две сербские и одна турецкая компании. Эта же компания Putevi выиграла конкурс, устроенный «Росавиацией», по выбору генподрядчика на проведение работ по реконструкции той части аэропорта Сочи, которая не подлежит приватизации, -- двух взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек, перронов, светосигнального оборудования, дренажной системы. В этом конкурсе кроме Putevi участвовали российские ЗАО «НПО «Прогресстех», ООО «Югаэрострой», «Инжтрансстрой» и австрийская компания Strabag. Наиболее выгодные государству условия предложили «Инжтрансстрой» и Putevi. Конкурсная комиссия выбрала сербскую компанию.
На днях стало известно, что российская компания «Инжтрансстрой» намерена опротестовать результаты конкурса в суде и уже добилась в Федеральной антимонопольной службе признания того, что его победитель был выбран с нарушениями закона. Однако контракт на реконструкцию аэропорта Сочи с Putevi уже заключен, и эта компания параллельно с достройкой АВК уже осваивает деньги российского федерального бюджета, выделенные в рамках целевой программы «Модернизация транспортной системы юга России» на реконструкцию сочинских ВПП. -- 4 млрд. рублей.
На первом этапе, до июня 2007 года, будет освоено 2,8 млрд. руб. и выполнены работы по усилению покрытия и расширению основной ВПП аэропорта (ВПП №1). Второй этап начнется после курортного сезона 2007 года. Его главная цель -- удлинить основную ВПП на 510 м (длина полосы достигнет 3,5 км.), чтобы аэропорт Сочи смог принимать абсолютно все типы самолетов без ограничений. При этом придется решить сложную задачу: сейчас ВПП упирается в берег горной реки Мзымты, и чтобы полосу удлинить, придется либо строить через реку эстакаду, либо менять направление русла реки.
Будет ли выбрана новым владельцем ОАО «Международный аэропорт Сочи», когда он определится в результате торгов акциями, та же компания Putevi в качестве генподрядчика работ по завершению строительства АВК, пока, конечно, неизвестно. Но наиболее вероятным покупателем сочинского аэропорта называют Олега Дерипаску. В этом случае достраивать АВК, скорее всего, будет «Югавиастрой». Сейчас эта компания ведет строительство аэропорта в Геленджике, главным инвестором которого является г-н Дерипаска. Правда, все потенциальные покупатели акций ОАО «Международный аэропорт Сочи» проявляют определенную осторожность. Как пояснил бывший директор российской дирекции строительства АВК Павел Афанасьев, начинавший строительство комплекса, главная проблема, с которой столкнется новый владелец аэропорта, -- это окупаемость АВК. Чтобы огромный и технически совершенный аэровокзал начал приносить прибыль, надо, чтобы, поток пассажиров, проходящий через него, был как минимум в три раза больше того, который сейчас направляется в Сочи.
Игорь ГЛАНИН, Сочи