|
|
N°190, 17 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Облегченная «тушка»
Ту-204 приобретает черты небольшого аэробуса
Конструкторское бюро им. А.Н. Туполева приступило к проектированию модификации пассажирского самолета Ту-204, которая по технико-экономическим характеристикам будет близка к аэробусам А320 и А321. До сих пор отечественная авиапромышленность не выпускала прямых аналогов этих среднемагистральных самолетов. Самолеты семейства А320, выпускаемые европейским концерном Airbus, уже активно поставляются в Россию. ОАО «Туполев» (в состав которого входит конструкторское бюро) рассчитывает в течение 2007--2008 годов создать конкурентоспособную альтернативу европейскому лайнеру.
Необходимость в разработке новой модификации самолета продиктована тем, что выпускаемые сейчас Ту-204 по массе и пассажировместимости существенно превосходят самолеты семейства А320. Соответственно на маршрутах протяженностью до 3--3,5 тыс. км, требующих воздушных судов вместимостью менее 200 пассажиров, европейские аналоги оказываются экономичнее. Для того чтобы приблизить Ту-204 к характеристикам аэробусов, предлагается уменьшить взлетный вес российских машин путем облегчения конструкции, снижения дальности полета и замены двигателя.
Главный конструктор Ту-204 Лев Лановский заявил вчера «Времени новостей», что поскольку речь идет о модификации уже существующей машины, разработка Ту-204СМ может быть завершена за полгода. Правда, для этого ОАО «Туполев» считает необходимым привлечь бюджетное финансирование, назвать размер которого г-н Лановский затруднился.
По его словам, подготовительные работы уже начались на базе сразу двух существующих модификаций отечественного среднемагистрального лайнера -- Ту-204-100 и Ту-204-300. Ту-204-100СМ должен стать максимально близким аналогом А320, а Ту-204-300СМ -- А321. Разумеется, соответствие будет все же неполным. По соотношению взлетной массы/коммерческой загрузки и по максимальной дальности полета СМ будут уступать аэробусам, зато будут дешевле. Каталожная цена Ту-204-100СМ, по расчетам разработчиков, должна составить 40--45 млн долл., а Ту-204-300СМ -- 39--44 млн долл. Для сравнения: А320 стоит 70--75 млн долл., А321 -- 60--65 млн долларов.
Новая разработка рассчитана на использование импортных моторов. В качестве основного варианта конструкторы предполагают использовать двигатель V2500, выпускаемый международным (канадско-британско-японско-германским) консорциумом IAE в составе компаний Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Japanese Aero Engines Corporation и MTU Aero Engines. В качестве альтернативного (по желанию заказчика) варианта предусмотрена установка двигателя CFM56, который совместно выпускают американская корпорация General Electric и французская Snecma. Теоретически могут быть использованы и разрабатываемые сейчас в России двигатели «Бурлак» или АИ-436, если они поспеют к началу выпуска новой версии Ту-204.
Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК), финансирующая поставки «классических» версий Ту-204, заявила, что когда Ту-204СМ появятся на рынке, она намерена организовать программу trade-in (обмен старой техники на новую с зачетом остаточной стоимости старой) для российских авиакомпаний, эксплуатирующих Ту-154. Ту-204СМ нацелен на ту же бизнес-нишу, которую сейчас закрывает морально устаревающая «рабочая лошадка» российской гражданской авиации. Многие авиакомпании рассматривают сейчас варианты замены Ту-154 на импортные самолеты сходного класса Boeing-737 или А320. ИФК надеется перехватить этот рынок, предложив обмен Ту-154 на Ту-204СМ.
Михаил КУКУШКИН