Время новостей
     N°189, 16 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2006
Уценка европейского авиапрома
Британцы уходят, а русские приходят
Европейский авиакосмический холдинг EADS в минувшую пятницу стал единоличным владельцем авиастроительного концерна Airbus, выкупив 20% акций концерна у британской BAE Systems. Объем сделки, которая готовилась с весны этого года, оказался значительно меньше, чем ожидали аналитики. Капитализация Airbus в этом году снизилась из-за проблем с выполнением контрактов на поставку пассажирских лайнеров нового поколения А350 и А380. Это позволило EADS сэкономить как минимум 0,75 млрд евро на выкупе 20-процентного пакета у BAE Systems. Одновременно трудности Airbus снизили котировки акций самого EADS более чем на четверть с начала года. Этим воспользовался российский Внешторгбанк, которому с лета 2006 года принадлежат 5,02% акций EADS. По неофициальным данным, в последние недели банк скупил еще 1--2% акций авиакосмического концерна.

О том, что ВТБ увеличил свое участие в капитале EADS, сообщила в минувшую пятницу парижская газета Les Echos со ссылкой на неназванные источники в правительстве Франции. По данным газеты, доля ВТБ в EADS выросла с 5% до 6--7%. В самом банке эту информацию подтверждать или опровергать отказываются. Российское участие в EADS стало одной из ключевых тем переговоров президентов России и Франции Владимира Путина и Жака Ширака, а также федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, встретившихся под Парижем 22--23 сентября. Западноевропейские лидеры отклонили идею России предоставить ей такой же привилегированный статус, каким пользуются в EADS французские и германские акционеры. Тем не менее они заявили, что не против операций с ценными бумагами EADS, проводимых ВТБ на европейских фондовых рынках. Владимир Путин после этих переговоров неоднократно подчеркивал, что о недружественном поглощении EADS российским банком речь не идет, но не исключил возможность того, что ВТБ увеличит свой пакет акций европейского холдинга, а впоследствии, возможно, и передаст его формируемой в России Объединенной авиастроительной корпорации. Сообщение Les Echos о продолжении скупки акций EADS в интересах ВТБ подтверждает, что российская сторона действует в русле тактики, очерченной главой государства.

Между тем в самой Западной Европе трудности, переживаемые Airbus, подталкивают некоторых к продаже ценных бумаг EADS и его структур. В минувшую пятницу было объявлено, что выход из Airbus завершила британская компания BAE Systems. Свой 20-процентный пакет она продала EADS, причем весьма недорого. В апреле, когда стороны достигли принципиального согласия о выкупе, аналитики оценивали стоимость этого пакета в 3,5--6,5 млрд евро. В итоге EADS, согласно ее заявлению, опубликованному в прошлую пятницу, заплатила за акции 2,75 млрд евро. Вырученные средства BAE Systems, как ожидается, вложит в приобретение авиастроительных активов в Северной Америке.

Из самого EADS собирается выйти (правда, не полностью) один из его ключевых участников -- германо-американский концерн DaimlerChrysler, который контролирует 22,5% акций холдинга и представляет там Германию. Концерн объявил, что рассматривает возможность снизить свой пакет до 15%, продав остальные 7,5% акций на свободном рынке. Канцлер Германии Ангела Меркель уже выразила готовность правительства ФРГ купить эти акции, чтобы сохранить на прежнем уровне немецкое участие в общеевропейской авиационной промышленности.

==========================================================

Министры транспорта стран Евросоюза вновь потребовали от России уменьшить плату за рейсы самолетов, проходящие над Сибирью, если Москва желает вступить в ВТО. На встрече в Люксембурге министры отметили, что сейчас эти сборы превышают 300 млн долл. в год. Россия обещает отменить плату к концу 2013 года, но ЕС уже сейчас настаивает на их сокращении. ИНТЕРФАКС

Михаил КУКУШКИН