|
|
N°207, 12 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налог выродится в акциз
Минтранс предлагает автомобилистам заплатить за дорогу
Министерство транспорта предлагает правительству с 2003 года ввести дополнительный акциз на бензин для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог. Об этом глава ведомства Сергей Франк сообщил на пресс-конференции в прошлую пятницу.
Налог на пользователей автодорог, за счет которого такие работы оплачиваются сейчас, отменяется с 1 января 2003 года. Франк оговорился, что окончательное решение о том, чем заменить этот источник финансирования, еще не принято. По его словам, предложения различных ведомств на этот счет «будут консолидированы» Минтрансом и предложены на рассмотрение правительства в первом квартале 2002 года.
Министр, однако, отметил, что, с его точки зрения, введение целевого акциза на бензин будет «наиболее справедливым» по принципу: «Больше тратишь топлива -- значит, больше пользуешься дорогами -- значит, больше платишь». Поскольку акциз исчисляется в процентах от стоимости топлива, обладатели иномарок, бегающих на высокооктановом бензине, будут вносить в поддержание дорожной сети больший материальный вклад, чем владельцы автомашин попроще.
Действующие в настоящее время в России акцизы, которые взимаются на всех стадиях технологической цепочки -- от добычи нефти до реализации готового топлива, в конечной цене бензина все вместе составляют около 20%.
Одновременно Франк сообщил и другую, успокоительную для автомобилистов новость. Министр полагает, что платные автодороги не получат в России распространения. Он сослался на опыт европейских стран, где при гораздо больших, чем у нас, плотности населения и интенсивности автомобильного движения платные автострады составляют не более 2--3% дорожной сети.
«В реальных условиях России, -- отметил Франк, -- механизм платных дорог тем более не может быть панацеей. Развитие дорожной сети должно оставаться в основном заботой государства». Из 1 трлн руб. федеральных бюджетных средств, которые в 2002--2010 годах предполагается выделить на финансирование целевой программы «Модернизация транспортной системы», 939,8 млрд руб. предназначено на автодороги. Другие виды транспорта в рамках этой программы, общая стоимость которой оценивается в 4,5 млрд руб., будут развиваться в основном за счет региональных бюджетов, а также собственных средств транспортных предприятий и прочих внебюджетных источников.
Михаил КУКУШКИН