|
|
N°207, 12 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восточное «обрезание» российских производителей
Правительство надеется, что нефтяные компании поддержат ОПЕК
Сегодня в российской нефтяной отрасли намечается революция. Как заявил в пятницу премьер-министр Михаил Касьянов, правительство ждет от шести-семи нефтяных компаний письмо, содержащее коллективный и добровольный отказ от экспорта и добычи определенных объемов нефти.
Письмо должно поступить сегодня, за два дня до внеочередной сессии Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене, на которой, как ожидается, тоже будет принято решение о сокращении экспорта и добычи нефти.
Совместные шаги России и ОПЕК позволят повысить мировые цены на нефть. Собственно, уже одни только заявления о намерении уменьшить поставки смогли вернуть цены на уровень 21 долл. за баррель с прежних 18--19 долл.
«Вялость мер ОПЕК должна быть подкреплена действиями стран, не входящих в картель, в первую очередь России», -- сказал в субботу журналистам высокопоставленный представитель Минфина. По его словам, «снижение экспорта будет скорее знаковым, чем каким-то большим, и на доходы бюджета никак не повлияет».
Российский бюджет полностью зависит от валютной выручки нефтяных экспортеров, и падение цен на «черное золото», например, ниже 10 долл. за баррель чревато повторением кризиса 1998 года. Страны ОПЕК уже пригрозили нам ценовой войной в случае отказа от совместного сокращения поставок нефти на мировые рынки.
Г-н Касьянов сообщил, что конкретные параметры и механизмы сокращений будут обнародованы позже. Вероятно, первым о них узнает один из лидеров ОПЕК, министр нефти Саудовской Аравии Али Нуайми, прибывший вчера в Москву для переговоров с министром энергетики Игорем Юсуфовым. Два министра посетят сегодня госкомпании «Роснефть» и «Транснефть». По словам премьера, переговоры с нефтяными компаниями о сокращении экспорта ведет именно г-н Юсуфов.
Конкретные формы революции в нефтяном экспорте пока не совсем ясны. По версии одного чиновника, в правительстве сегодня пройдет совещание с руководителями нефтяных компаний, согласных на добровольное «обрезание». По другим сведениям, на сегодня запланировано заседание рабочей группы по координации экспорта, которая подготовит решения для завтрашнего экстренного заседания межведомственной комиссии по доступу к нефтепроводам. Комиссия должна утвердить новые, урезанные графики экспорта на оставшиеся два месяца.
«Правительство поддерживает инициативу компаний, хотя мы к ней не имеем отношения», -- заявил журналистам Михаил Касьянов. Между тем для большинства компаний его слова стали полной неожиданностью. «Возможно, это шантаж правительства», -- предположил один из собеседников газеты «Время новостей». «Это все московские слухи», -- считает другой.
Для сомнений есть основания. До сих пор все нефтяные компании страны огромными темпами (по 10--20% в год) наращивали добычу и экспорт. Никто не собирался снижать набранные темпы.
Наоборот, на 2002 год нефтяные компании строят еще более грандиозные планы по добыче. И правительство даже при желании не может на эти планы повлиять, так как нефтяная отрасль России, в отличие от стран ОПЕК, почти полностью приватизирована. Добытая нефть согласно действующим законам может быть экспортирована на равных для всех компаний условиях, и это право собственников правительство не может нарушить. Однако правительство, похоже, нашло способ угодить ОПЕК -- компании должны ограничиться в добровольно-принудительном порядке.
Шесть компаний -- ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сургутнефтегаз», «Сиданко», «Роснефть» и «Славнефть» -- получили в четверг письмо от Минэнерго с просьбой добровольно сократить экспорт нефти в ноябре--декабре для «улучшения конъюнктуры цен». Взамен министерство ничего не предложило. «Удивительная логика, почему одни должны сократить экспорт, а например, ТНК и «Сибнефть» не должны», -- сказал газете «Время новостей» один из нефтяных трейдеров, знакомых с письмом.
Из всего списка лишь одна компания ранее заявляла о своем желании пойти на уступки ОПЕК -- это ЛУКОЙЛ, крупнейший производитель нефти в России. Еще два месяца назад вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун на одной из встреч с инвесторами заявил, что «России надо плотнее сотрудничать с ОПЕК, но в правительстве пока нет понимания проблемы». «Мы не хотим, чтобы Россия вступала в ОПЕК. Это невозможно, -- пояснил тогда газете «Время новостей» свою позицию г-н Федун. -- Просто частным компаниям надо принимать участие в мероприятиях ОПЕК по поддержанию цен на нефть».
Похоже, за два месяца ЛУКОЙЛу удалось добиться понимания в правительстве. Михаил Касьянов, объясняя странное желание компаний сократить экспорт, заявил, что «их инвестиционные программы находятся под угрозой срыва из-за падающих цен на нефть». Это утверждение в наибольшей степени относится к ЛУКОЙЛу, так как ни одна другая нефтяная компания не имеет столько долгосрочных инвестиционных проектов.
Более того, у ЛУКОЙЛа один из самых низких показателей прибыли в отрасли в пересчете на тонну добытой нефти, и компания объясняет этот факт «вложением заработанных средств в перспективные проекты». «Через два--три года проекты начнут приносить прибыль, и конкуренты останутся далеко позади», -- заявил журналистам Леонид Федун две недели назад.
«Вместо того чтобы как следует преподнести ОПЕК уже сделанные сокращения экспорта в четвертом квартале, правительство повелось на агитацию ЛУКОЙЛа», -- говорит недовольный трейдер.
«График российского экспорта уже урезан на 1,7 млн т, и это весьма существенный объем, -- считает Сергей Лукьянов из Petroleum Argus. -- Но сокращение было сделано по внутренним российским причинам -- отключения должников от трубы, штормы в портах, ликвидация федеральных программ. ОПЕК может не воспринять эти меры как осознанное присоединение России к усилиям организации по поддержанию цен. Кроме того, отозванная с экспорта нефть пойдет на переработку в Белоруссию и на Украину, а полученные нефтепродукты все равно отправятся на экспорт и будут обваливать цены на европейском рынке мазута и, тем самым, нефти».
Хотя источники газеты в нефтяных компаниях утверждают, что в пятницу Минэнерго отозвало свое письмо и инициатива добровольного сокращения экспорта нефтяниками была аннулирована, в правительстве утверждают обратное. «Вероятность успеха -- 90%. Доживем до понедельника», -- сказал нам вчера один из чиновников.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ