|
|
N°189, 16 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вот дом, которого нет
В Москве обнаружены новостройки-призраки
Москвич Юрий Киаппари живет в доме, которого нет. То есть сама 25-этажка существует, стоит на окраине Москвы, на улице Веерной, уже несколько лет, но вот документов на этот дом нет. А нет документов -- нет и права собственности у его жильцов. И ни г-н Киаппари, ни сотни его соседей не могут, соответственно, ни сдать, ни продать, ни подарить свое жилье, ни как-то иначе им распорядиться. Как удалось выяснить «Времени новостей», таких домов-призраков в столице не один десяток. А их жильцы стали жертвами знаменитой программы московских властей о переселении из сносимых хрущевок.
Пятиэтажки на улице Веерной снесли в 2003 году, и на их месте уже практически через полгода компания-застройщик ООО «ППСК ТЭЦ-25» построила два новых 25-этажных дома. В один из них заселили бывших обитателей «хрущоб», а другой полностью выставили на продажу.
Когда вопрос о сносе и переселении еще только поднимался, управление департамента жилищной политики (УДЖП) и жилищного фонда Западного административного округа предложило обитателям старых домов заключить договоры краткосрочного найма. И объяснило это тем, что новый дом пока не построен, документация на него не сдана, и по закону новоселы стать собственниками новой жилплощади не могут. Уже тогда многих смутила перспектива, хоть и на время, но все же лишиться прав собственности на свое жилье. Но выбора у москвичей не осталось -- хрущевки снесли, а жить, кроме предложенной высотки, было негде.
Все шло своим чередом -- новоселы обживали новые квартиры, делали ремонт. Через год время, на которое заключался договор краткосрочного найма, истекло, и жильцы приготовились получить заветный документ, подтверждающий их право собственности на квартиры. И каково же было их удивление, когда они узнали, что их дома на самом деле не существует -- на балансе города он не числится. И де-юре новоселы продолжали считаться арендаторами жилья у государства.
Большинство жильцов с таким положением вещей смирились. Кроме одного. Юрий Киаппари решил отстаивать свою собственность. «Я так уже устал судиться, три года получаю письма и хожу по судам, но все бесполезно», -- жаловался «Времени новостей» г-н Киаппари, потрясая толстенной папкой с документами. В ней все: и обращение к депутатам городской Думы, и отказы признать права собственности из департамента жилищной политики Москвы, и письма из прокуратуры. «Напротив нашего стоит такой же дом, только туда вселяли людей не из пятиэтажек, а все квартиры продавали. У них никаких проблем нет», -- сказал г-н Киаппари. С недавних пор он перестал платить за коммунальные услуги. «Раз моего дома нет, почему я должен платить за него? -- рассудил он. -- Пишу властям -- они говорят, что виноват застройщик. Обращаюсь к застройщику - говорят: все вопросы в префектуру».
Вот что, в частности, говорится в одном из ответов ДЖП на многочисленные письма скандального жильца: «Оформить право собственности города Москвы на квартиру по указанному адресу в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия акта о результатах реализации инвестиционного контракта, в рамках которого осуществлялось строительство указанного дома». Первый заместитель мэра Людмила Швецова заверила г-на Киаппари: «После полного оформления полного пакета документов право собственности на вашу квартиру будет оформлено в возможно короткие сроки». Прокуратура Западного округа устала отвечать г-ну Киапппари одно и то же: «Вам неоднократно разъяснялось, что оформление прав собственности граждан, получающих квартиры по сделкам, стороной которых является город Москва, возможно только после государственной регистрации прав собственности города Москвы на соответствующие квартиры». Тем не менее прокуратура в ходе проверки отметила факт «длительного оформления акта реализации инвестиционного контракта и регистрации прав города на построенный проект». Однако «признаков уголовно наказуемых деяний в действиях должностных лиц УДЖП» установлено не было. Единственное, что было предложено прокуратурой, -- обратиться в суд с иском «о возмещении убытков, причиненных в связи с длительным оформлением права собственности на предоставленную квартиру».
Но в суде г-на Киаппари также постигла неудача. В своем исковом заявлении в Никулинский райсуд он написал, что по вине чиновников УДЖП не может реализовать свои права собственника и поэтому просит возместить ему понесенный моральный вред в размере 90 тыс. руб. Ответчик возражал: Киаппари «получает услуги по квартире и должен их оплачивать». А вот по какой причине не оформлено право собственности, представитель УДЖП пояснить не смог, но при этом заявил, что оснований требовать от департамента оформления права собственности нет. Суд, отказывая г-ну Киаппари в его, казалось бы, законном праве на собственность, отметил следующее: «Истец просит оформить его право собственности на квартиру, но ответчики не оформляют, так как эта обязанность возложена на Федеральную регистрационную службу. Иных требований Киаппари не заявлял. Поэтому данное требование не может быть удовлетворено».
Корреспондент «Времени новостей» решил сам задать этот вопрос властям, и оказалось, что действительно все стараются свалить вину друг на друга. Но при этом еще выяснилось, что таких домов-призраков у нас «пол-Москвы». «Ну и что, что у Киаппари нет права собственности. Пол-Москвы сейчас без прав собственности ходит, -- заявил нам замначальника УДПЖ ЗАО Виталий Чернов. -- И не мы не даем ему (Киаппари. -- Ред.) этого права. Мы правами города не занимаемся. Ими занимаются та организация-застройщик и инвестор, которые строят этот дом. Они согласуют все в префектуре, направляют через департамент, в Мосрегистрацию. Подобная процедура может идти и два, и три года».
А в компании-застройщике -- ООО «ППСК ТЭЦ-25» -- вообще считают, что никаких проблем с домом несчастного Киаппари нет. «Проблем никаких нет, их вообще нет ни по одному дому, -- заявил президент компании Михаил Хесин. -- Это не наше дело. А если бы что-то было, против нас возбудили бы уголовное дело. Если кого-то уже заселили в этом дом, значит, дом городом принят». Г-н Хесин, кроме того, отметил, что «людям, которых переселяют из пятиэтажных домов, дают квартиры по праву найма». Это последнее его утверждение, видимо, и есть та самая причина, по которой пресловутый «Акт о результатах реализации инвестиционного контракта» до сих пор не передан московским властям. Кстати, как можно заметить, ни один из чиновников не оспаривает того, что Киаппари и его товарищи по несчастью должны получить квартиры в собственность. Но ни один из них не указывает даже приблизительных сроков, когда это может произойти. И случится ли это вообще, так и остается непонятным.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Екатерина БУТОРИНА