|
|
N°188, 13 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Total не обиделась
Французы попытаются найти новые формы работы с «Газпромом» на Штокмановском месторождении
Французская Total вчера впервые прокомментировала отказ «Газпрома» от иностранных инвестиций в разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения. Старший вице-президент Total по континентальной Европе и Центральной Азии Менно Грувель заявил журналистам, что «Газпрому» и руководству России «предстоит найти новую форму контрактов, которая позволила бы при инвестициях в проект оплачивать риски -- технологические и промышленные». Он отметил, что при освоении таких месторождений, как Штокмановское, необходим в первую очередь опыт работы на шельфе. Самостоятельная разработка, даже при помощи сервисных компаний (в том числе иностранных), как считают в Total, может оказаться опасной. "Если компания никогда этим не занималась, это может привести к неприятностям", -- заявил г-н Грувель. В частности, по его словам, это может отодвинуть начало освоения месторождения и увеличить затраты. Он напомнил о ситуации, сложившейся в «Севморнефтегазе» вокруг Приразломного: срок его освоения несколько раз переносился, месторождение до сих пор не разрабатывается, а бюджет вырос в несколько раз.
Total считалась одним из самых реальных партнеров «Газпрома» по «Штокману» среди компаний, вошедших в short list, поскольку она имеет большой опыт и технологии освоения месторождений на шельфе (таковых у нее более чем две трети). Причем находятся они в достаточно сложных геологических и географических условиях, указал вчера г-н Грувель: так, запасы месторождения в Нигерии залегают на очень большой глубине -- около 1400 м под водой. Участвовать в Штокмановском проекте только на технологическом уровне Total не собирается. «Мы не сервисная компания, мы должны иметь доступ к добыче и соответственно к вознаграждению, -- сказал вице-президент французской компании. -- «Газпром» раздумывает над тем, как освоить Штокмановское, и мы готовы сопроводить его в этих размышлениях и предложить идеи по контрактам, которые показали свои результаты в других странах». Г-н Грувель указал, что компания работает и в таких странах, как Ангола и Нигерия, причем, по его мнению, достаточно успешно. Залогом хорошей работы служит грамотное оформление отношений -- либо СРП, либо договор концессии.
Кстати, Total готова пойти на диалог с Россией и о Харьягинском нефтяном проекте, разрабатываемом на условиях СРП. Как отметил г-н Грувель, вопрос о возможности изменения налогового режима, в частности перевод месторождения на национальный режим налогообложения, о чем говорил в сентябре помощник президента России Игорь Шувалов, компания не исключает. «Если есть разумные аргументы государства найти соглашения, которые удовлетворят компанию, то мы готовы к переговорам», -- сказал он. Судя по всему, переговоры по этому поводу скоро начнутся -- глава Минприроды Юрий Трутнев заявил вчера: "Никаких работ по отзыву лицензии на Харьягинское месторождение не ведется, а идут работы, связанные с корректировкой выполнения компанией лицензионного соглашения". Кстати, в этом году Россия получит от этого проекта (роялти, налоги и долю прибыли) до 160 млн долл., что на 60 млн долл. больше, чем планировалось в начале года. В компании объясняют это ростом цен на нефть.
В любом случае Total готова работать в России, несмотря на большие политические риски. «Но только в партнерстве с российскими компаниями», -- уточнил г-н Грувель.
Анна ГОРШКОВА, Париж