|
|
N°188, 13 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Загадочный крен
В Москве начались Дни историко-архитектурного музея-заповедника «Кижи»
В выставочном зале Музея храма Христа Спасителя открылась выставка экспонатов из музея-заповедника «Кижи», приуроченная к его 40-летию. Пафосное название «Путь длиною в три столетия» относится прежде всего к главным экспонатам -- двум деревянным церквям Кижского погоста, Преображенской, летней (1714), и Покровской, зимней (построена в 1694-м, перестроена в 1764 году), и колокольне (построена в 1862-м, а перестроена в 1874 году). Самая знаменитая постройка -- Преображенская церковь с ее «восьмериком с четырьмя прирубами» и хрестоматийными двадцатью двумя деревянными куполами-луковками. Собственно она и стала объектом государственной заботы, когда в 1945 году остров был объявлен заповедником, а опустевшие после запрещения в 1937 году богослужений храмы взяла под защиту светская власть.
Кижи вошли в число особо ценных объектов с легкой руки Ивана Билибина, который в 1904 году воспел архитектурный ансамбль, посетовав, между прочим, на то, что «все купола старшей (Преображенской) церкви обиты железом и окрашены в яркий светло-зеленый цвет». В это время Русский Север первый раз вошел в моду у художников, которые начали активно посещать эти земли. В 1911 году император покупает картину с изображением общего вида Кижского погоста, а в 1915 году выпушена почтовая открытка (с фотографии, сделанной Билибиным) "Северное зодчество. Погост Кижи Петрозаводского уезда Олонецкой губернии". С тех пор открыточный вид Кижей становится основным туристическим символом Карелии и Онежья.
Однако у эффектного внешне храма немало строительных дефектов -- на протяжении трех столетий он неоднократно «поновлялся», из-за неравномерной усадки фундамента стены кренятся, и их выпрямляют, в основном с помощью обивки тесом.
В 1965 году Кижский ансамбль стал филиалом Петрозаводского музея. Но к этому времени уже была проведена первая реставрация деревянных храмов. И именно после нее Преображенский храм, с которого реставраторы сняли внутреннюю, позднюю обшивку и попытались выпрямить с помощью домкратов, серьезно накренился и пришел в «аварийное состояние». В 1979--1980 годах реставраторы провели первое инженерное укрепление грозившей обрушением церкви. Внутренние интерьеры разобрали, храм для посещений закрыли, внутри построенного без единого гвоздя помещения установили металлический каркас, а сверху стянули специальными креплениями. С тех пор судьба Преображенского храма вызывает самые серьезные опасения. Целые бригады ученых-реставраторов занимались исследованиями причин критического состояния памятника. Среди них были названы и природные условия -- дождь, холод, ветер, и состояние грунта, и ошибки при постройке, и поражение грибком, и общая недолговечность материала, и некомпетентность реставраторов... Однако время шло, покривившаяся и подгнивающая Преображенская церковь требовала немедленного вмешательства. Долго реставраторы искали способ починить покосившийся сруб. Проблема в том, что просто разобрать сооружение, заменить испорченные бревна и собрать его заново невозможно. Наконец появилась идея -- замена отдельных венцов новыми по поясам. И тогда было принято решение провести комплексную реставрацию храма на подлинно научной основе. Работу разделили на четыре этапа.
Первый этап начался в 2000 году -- с изучения возможностей, проведения обмеров и расчетов и выработки стратегии. В 2003 году приступили ко второму -- заготовке древесины. На территории заповедника было построено специальное помещение, по сути, реставрационный комплекс, где можно было сушить громадные сосновые бревна, подобные тем, из которых три века назад собирали храм.
Третий этап состоит собственно из замены бревен -- части здания поднимаются, и на место старых укладывают новые элементы, укрепляют нижний окладной венец, восстанавливаются балочные связи, выравниваются основы конструкций пола. Но деформации исправят лишь частично -- в той мере, в какой они угрожают устойчивости здания. И наконец, будут восстановлены или отреставрированы элементы внутреннего убранства.
Но главное, о чем предупреждают специалисты и что не всегда ясно проговаривают музейщики, -- гарантии того, что все эти меры приведут к успеху, по сути, нет. И достоинство нового плана реставрации в том, что его можно будет остановить в любой момент, если будут замечены признаки угрозы.
Однако приехавший в Москву заместитель директора музея Николай Попов на пресс-конференции заверил, что к 300-летию храма реставрационные работы будут завершены, храм вновь откроется для посещений, в нем вновь будут проводить богослужения. Правда, до этого счастливого момента еще много времени.
Глеб МЫШКИН