Время новостей
     N°188, 13 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2006
Стимул к прозрачности
Российские банки заинтересованы раскрывать информацию о себе только перед продажей
По информационной прозрачности российские банки по-прежнему уступают западным более чем в полтора раза. Об этом свидетельствует опубликованное вчера исследование международного рейтингового агентства Standard & Poor`s, проведенное при поддержке посольства Великобритании в России, Европейского банка реконструкции и развития и Агентства США по международному развитию. В нынешнем году по сравнению с прошлым количество раскрываемой 30 крупнейшими отечественными кредитными организациями информации увеличилось незначительно. По мнению банкиров, для массового клиента открытость сведений не особенно важна, однако она имеет значение, когда банк готовится к продаже иностранцам.

Результаты исследования информационной прозрачности российских банков в 2006 году показали незначительное улучшение по сравнению с прошлым годом. Средний показатель раскрытия данных банками, включенными в исследование, составляет 48% от общего объема информации, востребованного международными инвесторами. При этом средний уровень ее раскрытия крупнейшими иностранными банками составил 79%. Прошлогоднее исследование S&P 30 российских банков зафиксировало более низкий показатель -- 36%, однако разница объясняется в первую очередь изменением методологии исследования, которая в этом году в большей степени нацелена на информационные потребности кредиторов. «Рост с учетом методологических изменений составляет всего 3,1 процентного пункта, что едва ли можно считать большим шагом вперед», -- считают аналитики S&P.

«Мы уступаем по показателю прозрачности развитым странам, поскольку наша банковская система в принципе менее развита по сравнению с западной, -- говорит начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов. -- Я уверен, что в ближайшей перспективе нас ждет значительное увеличение прозрачности. Еще одним шагом к этому станут намеченные IPO некоторых российских банков. В частности, участники рынка ожидают размещения бумаг Внешторгбанка».

Международные эксперты отмечают, что в этом году уже 18 российских банков раскрыли более 50% необходимой инвесторам информации, тогда как в 2005 году таковых было всего четыре. Наибольшую информационную открытость в прошлом году продемонстрировали ВТБ, «Возрождение», МДМ-банк и Транскредитбанк. Согласно нынешнему исследованию, в тройку лидеров вошли МДМ-банк (69%), Бинбанк (67%) и Альфа-банк (65%). На четвертом месте находится Росбанк (64%). «Эти банки, как считается, готовятся к продаже, -- продолжает г-н Тремасов. -- Поэтому им очень важно выглядеть привлекательно в глазах иностранных инвесторов».

Как пишут исследователи, дополнительный анализ с позиций инвесторов в акции показал, что раскрывается всего 32% от объема информации. Однако интерес банков к привлечению стратегических инвесторов и проведению первичных размещений акций на российских и международных площадках повышает качество раскрытия данных, отражая степень информационной готовности к IPO.

Аналитики S&P считают, что улучшение в практике раскрытия информации прежде всего связано с необходимостью привлекать капитал на международных рынках и в значительно меньшей степени является следствием госрегулирования. «Безусловно, Банк России сейчас развернул активную деятельность по повышению объема раскрытия информации участниками рынка, -- говорит директор службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова. -- Однако регулятор требует от банков всего лишь направлять ему ту информацию, которая необходима самому ЦБ для эффективной работы, но он не способствует повышению прозрачности банков для инвесторов». При этом, полагает г-жа Кочетыгова, прозрачность важна не только для стратегических инвесторов, но и для частных клиентов. «Если граждане вступают в отношения с коммерческим банком, им необходимо знать, кто является владельцем банка и каково его финансовое состояние», -- говорит она.

Банкиры придерживаются другого мнения. «Для массового клиента раскрытие отчетной информации, обеспечивающее прозрачность кредитной организации, не является существенным показателем, -- уверен г-н Тремасов. -- Такие сведения иногда бывают важны только для VIP-клиентов и контрагентов».

Николай КОЧЕЛЯГИН