Время новостей
     N°187, 12 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2006
Небесная канцелярия
Минтранс хочет отвечать в авиации за все
Министр транспорта Игорь Левитин высказался за изменение системы органов государственного руководства авиацией, сложившейся в результате административной реформы 2004 года. Выступая вчера на расширенной коллегии своего ведомства, г-н Левитин предложил расширить полномочия профильных агентств и служб, подчиненных Минтрансу, одновременно сократив сферу ответственности независимой от него Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС). При этом министр выказал резкое недовольство деятельностью подчиненных ему авиационных органов. Он раскритиковал руководителей Федерального агентства воздушного транспорта ("Росавиация") и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ("Ространснадзор"), чем подтвердил циркулирующие слухи о скорой отставке обоих.

Расширенная коллегия Минтранса открылась вчера при участии вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова, а также главы Минфина Алексея Кудрина. Г-н Иванов, для которого гражданская авиация стала приоритетом с начала сентября, когда он возглавил правительственную комиссию по обеспечению безопасности полетов, тоже упомянул о грядущих переменах в структуре руководства отрасли. Он сообщил в своем выступлении, что в правительстве России готовятся предложения о создании Авиационной коллегии. "Ее главной задачей должна стать координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам функционирования авиационной промышленности и авиации", -- сказал вице-премьер.

Но министр Левитин сосредоточился на необходимости реформирования структур, лежащих не выше, а ниже его собственной позиции в иерархической пирамиде исполнительной власти. «Наши предложения связаны с изменением функций служб, агентств и Минтранса», -- сказал он вчера. Министр подчеркнул, что хочет осуществить это перераспределение полномочий максимально быстро и по возможности с минимумом формальностей. «Вторая административная реформа нам не нужна, -- сказал он. -- Это можно сделать постановлением правительства».

Суть желательных изменений, по мысли министра, состоит в расширении функций «Росавиации». В частности, он сказал, что это агентство могло бы сконцентрировать в своих руках сертификацию различных технических и образовательных авиационных структур, а также разрабатывать ведомственные акты, регулирующие деятельность воздушного транспорта. Зато функции независимой от Минтранса ФАНС г-н Левитин назвал «избыточными». Часть этих функций, по его словам, следовало бы передать в министерство, а определение уровня оплаты за аэронавигационное обслуживание доверить Федеральной службе по тарифам. «Не может служба сама для себя утверждать тарифы», -- заявил г-н Левитин, отвечая на вопрос «Времени новостей».

Министр подчеркнул, что сейчас в практическом плане не стоит вопрос о создании единого органа руководства гражданской авиацией типа существовавшего в СССР отраслевого министерства. Тем не менее г-н Левитин не исключил, что такая инстанция появится в будущем при одном непременном условии: если в российской авиационной промышленности также будет создан аналогичный по функциям административный центр.

Работа российских авиаторов в 2006 году была омрачена несколькими катастрофами, унесшими жизни более 300 человек. "События 2006 года показали наличие кризисных явлений в российской гражданской авиации. Тяжелые авиационные происшествия с многочисленными человеческими жертвами произошли в условиях, когда сегодняшний налет часов в авиации почти в три раза меньше, чем в 1991 году", -- так оценил г-н Левитин текущий момент. Неудивительно в связи с этим, что нынешнее руководство «Росавиации» и «Ространснадзора» не заслужило похвалы министра. "Считаю, что нам нужно пересмотреть кадровую политику и отказаться от услуг тех, кто вцепился в штурвал и не способен выправить траекторию полета в требуемом направлении. Время на принятие таких решений ограничено, -- сказал министр про них и добавил: -- Эти структуры не смогли стать опорой и поддержкой авиапредприятий, а иногда позволяли себе не регулировать деятельность на рынке авиаперевозок с позиций государства, а пытались участвовать в недобросовестной конкуренции и переделе рынка".

Несколько позже он, правда, подчеркнул, что целью коллегии были не персональные увольнения, а анализ проблем отрасли. Тем не менее слова министра только подтвердили слухи о весьма вероятной в ближайшие недели отставке руководителя «Росавиации» Александра Юрчика и главы «Ространснадзора» Валерия Салеева.

Михаил КУКУШКИН