|
|
N°187, 12 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дороги нужны всем
Выездное заседание Государственного совета России соберется 13 октября в Ярославле, чтобы обсудить вопросы дорожного строительства в стране и проблемы функционирования автотранспортного комплекса в целом.
Состояние российских федеральных трасс и тем более местных дорог по-прежнему оставляет желать много лучшего. Однако то, что на потребности отрасли, в том числе и финансовые, обратили внимание на самом высоком государственном уровне, создает необходимые предпосылки для качественного рывка в этой области. До самого последнего времени дорожное хозяйство России, доставшееся ей от СССР, в общем не только не улучшалось, но, наоборот, деградировало. 4 июля на заседании Совета законодателей Российской Федерации первый вице-премьер Дмитрий Медведев привел такие цифры: за последние пять лет в стране количество населенных пунктов без дорог с твердым покрытием увеличилось с 33 до 50 тыс. «Это значит, что примерно 33% всех населенных пунктов России имеют весьма сомнительное транспортное сообщение с «большой землей», -- сказал Медведев. -- При таком раскладе о каких национальных проектах в российской глубинке может идти речь? О каком развитии, скажем, АПК стоит говорить, если из-за плохих дорог пыль убивает до 10% перевозимого урожая? Ситуация со строительством дорог, с развитием коммуникаций, с развитием инфраструктуры в стране стала нетерпимой». Страна огромная, а коммуникации безобразные. Поэтому государство об этом просто обязано думать.
Тем не менее вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России составляет 16,6%. В то же время в автотранспорте рост нагрузки и увеличение оборотов значительно опережали обновление дорожной сети. Рост общего грузооборота по всем видам транспорта в 2005 году составил 2,9%, еще весной в своем докладе на правительстве отмечал министр транспорта Игорь Левитин. В рамках этого общего показателя наибольший прирост зафиксирован на автомобильном транспорте -- 6,3%. Однако к концу 2005 года доля федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, уменьшилась до 37% от общей протяженности. На территориальных дорогах эта доля еще меньше -- всего 24%. Несмотря на предпринимаемые меры, разрыв между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети пока не преодолен, констатировал министр.
Между тем опыт показывает, что мультипликативный эффект от инвестиций в транспортную инфраструктуру в 8--10 раз превосходит затраты.
Следовательно, развитие транспорта, сокращая издержки производства и цены на перевозимую продукцию, является приоритетной сферой с точки зрения антиинфляционного воздействия. Инвестиции в транспортные проекты, снижая уровень транспортных издержек, сдерживают рост инфляции.
Американские эксперты считают, что создание системы скоростных дорог в США во второй половине 50-х годов прошлого века, когда была принята соответствующая федеральная программа, обеспечило 25-процентный рост производительности труда в национальной экономике. Хорошо, что необходимость подобного широкого дорожного строительства для российской экономики теперь, кажется, понимают и в правительстве, и в профильных ведомствах, и в Государственной думе, и в администрациях регионов. В завершающемся году российские дорожники ставили перед собой задачу переломить негативную тенденцию деградации дорожной сети. Этого, по мнению специалистов отрасли, тоже вполне реально добиться, если власти будут оказывать отрасли необходимую поддержку.
Сергей СМИРНОВ