|
|
N°207, 12 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия пойдет по следам Китая
Вступление в ВТО может отодвинуться на долгие годы
Страны -- члены ВТО должны договориться о проведении раунда полномасштабных переговоров о либерализации международной торговли. Это одна из основных тем начавшейся в минувшие выходные в Катаре четвертой конференции стран -- участниц ВТО. Сам факт проведения этого раунда по сей день берется под сомнение -- слишком сложно будет заново договариваться о правилах игры.
Решение о проведении нового раунда будет крайне невыгодным для России. Не являясь членом ВТО, наша страна не сможет принимать в нем полноценное участие и, следовательно, влиять на установление новых правил мировой торговли. Кроме того, в ходе переговоров будут выработаны новые правила ВТО, а значит, изменятся и условия вхождения в организацию, требования, выдвигаемые к Москве партнерами, и т.д. Все это может привести к тому, что все договоренности, достигнутые с ВТО с 1994 года, будут сведены к нулю или потребуют существенного обновления. Надеяться на то, что страны -- участницы ВТО, решившись на новый раунд переговоров, будут долго вырабатывать новые условия и Россия сможет за это время в ступить в организацию, не стоит. По правилам ВТО в ходе раунда присоединение новых стран к организации воспрещается.
Вторым, не менее важным событием саммита ВТО стал китайский триумф. Пекин добился долгожданной победы -- вступления в ВТО -- после 15 лет напряженных переговоров. Китай рвался в ВТО ради расширения своего экспорта на западные рынки, за что ему пришлось заплатить значительными уступками. Одна из них -- право стран -- участниц ВТО в течение 15 лет принимать в отношении китайских товаров дискриминационные действия.
Однако после событий 11 сентября американцы, главные потребители китайского ширпотреба, засомневались в устойчивости национальной экономики и сократили расходы, что замедлило прирост китайского экспорта. Впрочем, уже в обозримом будущем ситуация может принести Китаю новые выгоды, если американский средний класс пойдет по пути дальнейшего ограничения расходов и снизойдет до приобретения дешевых китайских изделий.
Внутри Китая новость вызвала ликование, хотя и с оговорками. Главная партийная газета «Жэньминь жибао» подчеркивает в редакционной статье, что вступление в ВТО несет как пользу, так и вред, но «в целом соответствует коренным и долговременным интересам страны». Китайские СМИ приводят цитату своего представителя на переговорах с ВТО Лун Юнту о том, что КНР страшна не сама открытость, а незнание новых правил игры, в которые теперь придется играть властям и бизнесу, «уподобившись слепому всаднику на незрячем коне».
Запад воспринимает приход Китая в ВТО как положительное событие: если Пекин будет соблюдать взятые на себя правила игры, то западная экономика сможет поддерживать рост за счет экспансии на необъятном китайском рынке. Бедные страны с опасением смотрят на Китай как на нового нежелательного конкурента, который отнимет у них и без того малодоступные западные рынки и инвестиции. С другой стороны, они надеются, что Китай превратится в мощного защитника их интересов перед давлением со стороны Запада.
Развивающие страны разочарованы отказом Запада снизить тарифные барьеры на поставляемые ими текстиль и одежду так сильно, что Индия вообще пригрозила сорвать начало нового раунда переговоров по торговле. Не менее эмоциональным был спор развитых стран во главе с США с третьим миром по здравоохранению -- под предлогом нерушимости прав интеллектуальной собственности западные фармацевтические гиганты отказываются разрешить нищим странам производство дешевых аналогов фирменных препаратов для спасения вымирающего от СПИДа населения. Страны ЕС по-прежнему не поддаются нажиму США и не желают отказаться от государственного субсидирования сельского хозяйства. «Китайский праздник» закончился, и участники саммита ВТО вернулись к старым склокам.
Александр ЛОМАНОВ, Ольга АНТОНОВА