|
|
N°186, 11 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интересно, трудно и ответственно
Валерий Фокин поставит в Большом театре «Пиковую даму»
До недавнего времени руководство Большого театра называло только одно имя из списка тех, кто в следующем сезоне будет ставить на Новой сцене «Пиковую даму», причем сам будущий музыкальный руководитель спектакля дирижер, пианист и композитор Михаил Плетнев от подробных комментариев воздерживался -- во-первых, еще не скоро, во-вторых, он принципиально малоразговорчив.
Теперь стало известно имя режиссера, который вместе с Плетневым возьмется за партитуру Чайковского на пушкинский сюжет. Это Валерий Фокин -- руководитель Центра им. Мейерхольда и худрук Александринского театра в Санкт-Петербурге. В интервью агентству РИА НОВОСТИ он показал себя не менее скрытным человеком, чем Плетнев, и сказал только, что никогда раньше не работал в музыкальном театре, а иметь дело с Чайковским и Пушкиным -- очень интересно, трудно и ответственно.
В первый раз пореформенный Большой театр, активно работающий на режиссерском поле, называет приглашенного для подготовки премьеры дирижера раньше, чем режиссера-постановщика. Уже одно участие Плетнева само по себе заранее делало эту постановку событием. И появление в постановочной команде Фокина ситуацию не изменило. Новая «Пиковая дама» практически наверняка не будет традиционным спектаклем, по каким тоскуют оперные пуристы, разочарованные и оскорбленные умным, тонким и даже стилистически спокойным «Евгением Онегиным» Дмитрия Чернякова. И так же вероятно, что спектакль окажется серьезной работой и с музыкальной точки зрения, и с театральной. Оголтелый плетневский перфекционизм, помноженный на особенно близкие отношения музыканта с Чайковским, здесь должен будет работать в паре с индивидуальным театральным языком Валерия Фокина: по мнению специалистов, всегда узнаваемым, современным, но избегающим радикализма, рациональным, хорошо просчитанным, не слишком чувственным, но сильно действующим.
Спектакли Фокина, который начинал в театре «Современник», много работал с Константином Райкиным, потом успел потрясти Театр им. Ермоловой, а сейчас ставит не слишком много, но ярко, -- грамотны, остры и выразительны. Фокин активно и гибко управляется с Центром Мейерхольда и Александринкой, где проповедует вольность режиссерских решений одновременно с дисциплиной актеров. Он отлично осведомлен в мировых театральных тенденциях, и его международная репутация не бледнее российской, умеет выстраивать отменно просчитанные конструкции, холодноватые и необычные, работать с пространством, массовкой, актерами, вытаскивая из самых расхожих амплуа нечто неожиданное.
Репетиции новой «Пиковой дамы» в Большом театре начнутся только будущим летом, но работа по подготовке спектакля уже началась. А пока из Пушкина--Чайковского театр предлагает «Евгения Онегина», очередные показы которого пройдут в дни юбилея рассерженной Галины Павловны Вишневской, и билеты на них уже почти полностью раскуплены.
Юлия БЕДЕРОВА