|
|
N°186, 11 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несовременный патриотизм
Московским школьникам будут прививать любовь к родине на актуальных примерах
Начало недели ознаменовалось новой волной инициатив власти по культивированию патриотических настроений у россиян. Во вторник депутаты Госдумы на парламентских слушаниях, посвященных «формированию патриотических идеалов в современном гражданском обществе», составляли рецепты воздействия на СМИ, кинематограф и систему образования, как на основные рычаги воздействия на тех, кто, по мнению законодателей, неправильно любит родину. А правительство Москвы озаботилось воспитанием в духе служения Отечеству подрастающего поколения. Правда, представленная столичным департаментом образования программа патриотического воспитания молодежи пока не получила одобрения -- исполняющий в отсутствие Юрия Лужкова обязанности градоначальника первый заместитель председателя правительства Москвы Юрий Росляк счел ее слишком узкой, устаревшей и не отвечающей вызовам сегодняшнего дня.
Похоже, в очередной раз, разрабатывая формулу любви к родине, чиновники департамента образования опирались лишь на идеалы советского военно-патриотического воспитания, основанного на объединяющей мифологии Великой Отечественной войны. Поэтому в разрабатываемой совместно с московским городским советом ветеранов программе упор делается на неформальные уроки истории, которые должны дополнить школьную программу. Глава московского департамента образования Любовь Кезина считает, что нужно пользоваться моментом, пока еще живы ветераны, которые могут поделиться своим опытом, знанием прошлого. В частности, проект предусматривает «превращение образовательных учреждений в центры патриотического воспитания»: организацию во всех столичных школах музеев, посвященных грядущему 65-летию Победы, расширение сети военно-патриотических клубов и поисковых отрядов. На эти цели авторы программы попросили 210 млн. рублей.
Г-н Росляк, однако, не согласился с тем, что воспитание в школьниках патриотов должно ограничиться историческим ликбезом. «У нас большой опыт в военно-патриотическом воспитании, но надо идти дальше. Нужно, чтобы работа по патриотическому воспитанию носила системный и инновационный характер», -- заявил он. По мнению чиновника, в программе нет «увязки не только с событиями в Чечне, но и с созданием противодействия национализму, воспитанием толерантности». Поддержал критику и другой заместитель градоначальника -- полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров. Он считает, что «набор программных мероприятий составлен лишь с целью увеличения объема ее страниц». Досталось департаменту образования и совету ветеранов и за отсутствие четкого финансового обоснования предусмотренных в программе воспитательных мероприятий.
Любовь Кезина, похоже, лишь частично согласилась с критикой в свой адрес. По ее мнению, программа предусматривает достаточно мягкое, неконъюнктурное воспитание в детях и патриотизма, и интернационализма. «Например, такие предлагаемые акции, как «Я -- гражданин России», «Дети мира -- детям войны», ненавязчиво воспитывают национальную терпимость», -- заявила она корреспонденту «Времени новостей», дав при этом понять, что не стоит строить патриотическое воспитание школьников на разногласиях России с другими странами. Тут г-жа Кезина действует последовательно, поскольку она уже не позволила втянуть столичные школы в антигрузинскую кампанию, отказавшись предоставить в правоохранительные органы информацию об обучающихся детях мигрантов. «Детей не трогать -- это моя принципиальная позиция», -- заявила еще раз глава городского департамента образования.
Но дорабатывать программу патриотического воспитания, и актуализировать ее г-же Кезиной все равно придется. Более того, Юрий Росляк потребовал от всех членов столичного правительства внести свой вклад, представив в течение ближайшего месяца свои предложения. «Программа должна носить многоотраслевой характер. Все департаменты должны подготовить свои профильные предложения по ее дополнению, -- заявил г-н Росляк. - Кроме того, необходимо найти механизмы целевого использования средств этой сложной программы, которые позволят проанализировать, куда пошли средства и какие принесли результаты».
Юлия ХОМЧЕНКО