|
|
N°185, 10 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Airbus губит карьерy
Второй раз в этом году сменилось руководство европейского авиастроительного концерна Airbus. Вчера в отставку отправлен президент концерна Кристиан Штрайфф. Во главе Airbus он проработал всего три месяца. Штрайфф не смог справиться с проблемами в проектировании перспективных самолетов А350 и А380. Те же самые проекты ранее погубили карьеру его предшественника Густава Хумберта.
Кристиан Штрайфф был назначен 7 июля 2006 года в качестве кризис-менеджера, призванного исправить ошибки Хумберта. «Ошибки» были не пустяковыми. График проектирования и поставок самого большого из созданных до сих пор гражданских самолетов А380 оказался нереальным. Поставка первого из них была обещана клиентам к началу 2006 года. Но постепенно она сместилась на первый, а затем и на второй квартал 2007 года.
А насчет другого «прорывного» проекта Airbus -- дальнемагистрального самолета А350 -- в мае появились слухи, что его разработка вообще пошла неверным курсом и ее надо начинать заново. Эти слухи Airbus официально подтвердил в июле, уже после отставки Хумберта.
Из-за неприятных новостей произошло резкое падение котировок акций Airbus, а также его основного акционера -- холдинга EADS. EADS владеет 80% акций Airbus, и уже практически договорился о выкупе остальных 20%, пока принадлежащих британской компании BAE Systems. Трудности Airbus привели к кадровым перестановкам и в «головном» холдинге. Одновременно с Хумбертом был уволен один из двух сопредседателей EADS Ноэль Форжар. (Устав EADS предусматривает два равноправных поста председателей, представляющих, соответственно, французских и немецких акционеров холдинга.) Место Форжара занял Луи Галуа.
С приходом гг. Галуа и Штрайффа проблемы проектов А380 и А350 никуда не делись. 3 октября Airbus вынужден был объявить о новой отсрочке поставок А380. Согласно утвержденному теперь графику, первый самолет будет отправлен заказчику в октябре следующего года, и это будет единственная поставка А380 в 2007 году. Следующие 13 машин поступят на рынок в 2008 году, еще 25 -- в 2009-м. Полномасштабное производство будет развернуто в 2010 году, когда со стапелей сойдут 45 машин А380.
Некоторых из заказчиков Airbus, которые рассчитывали получить гигантские лайнеры раньше и соответственно составили свои бизнес-планы, этот график не устраивает. Британская авиакомпания Virgin Atlantic собирается потребовать с Airbus более 20 млн. фунтов стерлингов (37,71 млн долл.) в качестве компенсации за задержку поставок A380. Официальное решение по этому поводу совет директоров Virgin Atlantic примет 21 октября.
Что же касается А350, на который тоже приняты заказы, Airbus до сих пор даже не смог составить и сообщить клиентам новый график поставок. На прошлой неделе сопредседатель EADS Томас Эндерс заявил, что еще только предстоит разработать программу строительства лайнера, которая должна продемонстрировать, достаточно ли у Airbus ресурсов для создания A350. Сам Эндерс не сомневается в положительном ответе на этот вопрос. Однако у клиентов Airbus отсутствие четкого графика производства А350 вызывает понятную нервозность.
В этих обстоятельствах совет директоров EADS принял вчера отставку Кристиана Штрайффа с должности главы Airbus. На его место назначен Луи Галуа. При этом принято нетривиальное решение, что г-н Галуа сохранит и свой нынешний пост сопредседателя EADS.
Стремительный уход г-на Штрайффа, возможно, отчасти объясняется отсутствием у него опыта работы в авиакосмической индустрии. Свою карьеру он сделал в основном в группе Saint-Gobain, выпускающей стройматериалы, пластмассы, керамику. Штрайфф отдал ей в общей сложности 29 лет трудового стажа. Очевидно, в июле идея пригласить «человека со стороны» показалась акционерам Airbus плодотворной. Однако на фоне сложных научно-технических проблем, с которыми сталкивается Airbus, этот выбор себя не оправдал. Луи Галуа с 1992 по 1996 год возглавлял французскую аэрокосмическую компанию Aerospatiale, а с 2000 года он входит в совет директоров EADS.
Михаил КУКУШКИН