|
|
N°186, 11 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мелодрама по-феминистски
«Полуденный раздел» Владимира Агеева, Центр драматургии и режиссуры
Совпадение, конечно, случайное, но любопытное. В конце 80-х в Москве был очень популярен мюзикл Владимира Дашкевича «Клоп», который поставили Олег Кудряшев и Алла Сигалова на выпускном курсе Леонида Хейфеца. Успех был такой, что студенческий спектакль включили в репертуар Театра Советской армии, а потом «Клоп» почти не вылезал из-за границы. Примой курса и спектакля была красотка Татьяна Степанченко. Довольно скоро она вышла замуж за европейского театрального менеджера и в Москву не вернулась. Одним из ее последних театральных впечатлений на родине мог быть еще один московский хит той эпохи -- спектакль Владимира Мирзоева «Полуденный раздел» (премьера 1988 года), первая постановка в России самой известной пьесы Поля Клоделя. Довольно скоро Мирзоев уехал в Канаду, а его спектакли почти сразу сошли.
И вот теперь пьеса и актриса вернулись в Москву вместе. За вторую постановку «Полуденного раздела» взялся Владимир Агеев. Спектакль -- совместный проект Центра драматургии и режиссуры и французского театра «Феникс», директором которого является Лев Богдан -- муж Татьяны Степанченко. А она сама играет роль главной героини Изе. И все, больше никаких совпадений. Два спектакля ничем друг на друга не похожи.
У Мирзоева Изе -- жещина-рок, необоримая стихия, не знающая жалости к чувствительным, ранимым, романтичным (каждый по-своему) мужчинам, которыми вертит, как хочет. Их трое: контрабандист, бизнесмен и кюре. И все они -- жертвы. Изе Степанченко -- умная, взрослая, любящая и страдающая женщина. Для троих мужчин, как бы они ее ни называли (жена, любовница, возлюбленная), Изе -- или факт самоутверждения, или объект вожделения, или аргумент в споре с Богом. Они рассуждают, ревнуют, бахвалятся, всякий раз косясь на соперника по этой гонке за призом, даже не подозревая, что приз -- это женщина, которой они могут обладать, но дать ей ничего не могут и ни от чего не могут уберечь.
Спектакль Агеева - медленное, постепенное узнавание Изе и ее самопознание. Мужчин играют знакомые и очень популярные сегодня актеры. Де Сиза, самовлюбленного позера мужа, -- Алексей Богдасаров, кокетливо роняющий в зал стихи Рембо и Бодлера. Амальрика, обаятельного бабника, живущего одним днем, -- витальный Андрей Заводюк. Меза, закомплексованного кюре, воспринимающего любовь как дьявольский соблазн и мнящего себя способным ее побороть, -- Артем Смола, как всегда точный и стильный в каждом жесте. Режиссер использует привычные образы этих актеров. А Татьяне Степанченко он дает возможность раскрываться до последней сцены. Поначалу она кажется актрисой, желающей казаться экстравагантной. Потом она становится Изе, которая желает казаться. И только потом, через растерянность и боль героини, она становится просто Изе.
«Полуденный раздел» Владимира Агеева -- мелодрама, конечно. Актриса проживает ее легко и порой страстно, не давая зрителям ни на мгновение воспринять ее Изе, жертвующую жизнью ради любимого, как жертву. В финале она счастлива. Актеры же, с привычной элегантностью обыгрывающие контрасты своих персонажей, до их чувств, собственно, не добираются, а потому к финалу становятся все более формальными и неинтересными. Может быть, режиссер именно так и видит финал любых отношений мужчины и женщины?
Елена ГРУЕВА