|
|
N°185, 10 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кино, которое не показывают
В Екатеринбурге закончили свое соревнование документальные фильмы
С документальным кино в России положение весьма неоднозначное. Несколько сот фильмов в год финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии, еще больше вроде бы документальных фильмов снимается для телевидения, однако на киноэкранах документального кино почти нет, а попытки показать на телеэкране те фильмы, что профессионалы считают стоящими, срываются одна за другой. Рейтинги не те, форматы не те, и в результате «страшилки» про детей-маугли или насильников-людоедов по НТВ, а также рассказы про личную жизнь и смерть знаменитостей на «Первом» и втором каналах легко занимают их место.
Впрочем, и в Советском Союзе, где документальное кино, как считается, было востребовано, хороших фильмов было мало. Однако, когда в новом фильме Евгения Цымбала «Красный Сион», посвященном истории еврейских поселений в Крыму, цитируются куски из старой немой картины «Евреи на земле», снятой по сценарию Шкловского и Маяковского режиссером Абрамом Ромом, чувствуешь, как в прежние времена -- даже на фоне идеологического заказа -- могло играть и резвиться виртуозное мастерство.
Впрочем, поскольку современное документальное кино не проверяется ни зрительской аудиторией, ни экспертными мнениями и живет оно в узких цеховых кругах -- для каждого автора есть свой, особо важное значение приобретают фестивали. Их довольно много, но они, как правило, маргинальны. Открытый фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге, пожалуй, самый масштабный. Проходит он уже семнадцатый раз. И главный приз у него -- 100 тыс. рублей.
В этом году председателем жюри, составленного в основном из документалистов: режиссер Наталия Гугуева, оператор Ирина Уральская, режиссер и сценарист Владимир Эйснер, а еще журналист Лев Кощеев, -- был назначен Александр Митта, известный мастер игрового кино. Под его руководством жюри выбрало из трех десятков конкурсных работ свою подборку картин.
Главный приз достался фильму московского режиссера Валерия Балаяна «Александр Аскольдов. Судьба Комиссара», представившего очень популярный сегодня жанр фильма-биографии. Приз за лучший полнометражный фильм, как обычно, получила многократно награжденная уже монтажная «Блокада» Сергея Лозницы, в коротком метре выиграла трогательная и тоже уже отмеченная призами «Лиза» екатеринбуржца Павла Фаттахутдинова, за операторское мастерство приз получила картина «Яптик-Хосе», действительно замечательно снятая Александром Филипповым.
Лучшим дебютом признали картину «Собиратели теней» Марии Кравченко из Саратова. А спецприз «за оригинальность идеи» жюри отдало рижанину Улдису Тиронсу за фильм «Философ сбежал».
Вообще-то жюри могло распределить призы и по-другому, но и это решение вполне справедливое, к счастью, оно целиком устроило директора фестиваля Георгия Негашева, подчеркнувшего в одном из интервью: «Я абсолютно согласен с теми выводами, которые сделало жюри. И добавить мне нечего. Мне кажется, что жюри в этом году удалось приблизиться к объективности».
Среди фильмов, которые обсуждали зрители -- а у фестиваля довольно большая и активная аудитория, щедро делящаяся своими мнениями, -- и «Девочки» начинающей Валерии Гай Германики, и «Он ругается матом» маститого Тофика Шахвердиева (о группе «Ленинград» и ее лидере), и ретроспектива классика документального жанра Герца Франка... А победителем у публики стал фильм «Ледин» Эллы Короленко, посвященный известному документалисту, автору чудесных фильмов про животных, кадры из которых в сопровождении знакомого голоса Зиновия Гердта во многом способствовали успеху картины.
Но, к сожалению, названия фильмов-победителей ничего не говорят большинству российских граждан, и как сделать так, чтобы они доходили до публики, никто не знает. Поддержка от государства позволяет картины снимать, но не показывать.
Глеб Мышкин