|
|
N°207, 12 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Следствие ведут политики
Взрыв во Владикавказе они связывают с собственными проблемами
Неожиданный всплеск политических страстей вызвал в руководстве Северной Осетии очередной теракт -- взрыв, прогремевший в субботу утром на одном из крупнейших вещевых рынков Владикавказа. Уже через несколько часов после трагедии, унесшей, по последнем данным, жизни шести человек (еще восемь пострадавших вчера по-прежнему находились в критическом состоянии), власти республики почти категорически отвергли основную в таких случаях версию -- «чеченскую» -- и открыто объявили о связи происшедшего с борьбой за власть. В окружении президента Северной Осетии уверены, что теракт -- попытка дестабилизировать обстановку в преддверии намеченных на январь выборов президента республики. Сам же Александр Дзасохов прокомментировал взрыв еще более загадочно. По его мнению, теракт имеет политическую подоплеку, но связан с другим -- стремлением определенных сил отвлечь внимание от расследования скандальных событий 30 октября, когда неизвестный преступник захватил заложников во владикавказской детской поликлинике, а потом умудрился уйти от милицейского преследования с крупным выкупом.
Учитывая столь решительные комментарии «сверху», правоохранительные органы, которым, собственно, и надо найти террористов (расследование взял под личный контроль и генпрокурор Владимир Устинов), ушли в глухую оборону и вчера отказывались официально вообще что-либо комментировать. В частных же беседах следователи и оперативники не скрывали, что отрабатывают все возможные версии, приоритетными из которых считают три -- «чеченский» след (в ее пользу говорит то, что раньше боевики этот рынок взрывать уже пытались), разборки рыночных торговцев или преступных группировок, опекающих рынок, и, действительно, попытку дестабилизировать политическую ситуацию.
Взрыв на рынке «Фаллой» прогремел в 11.30, когда там больше всего народу, -- расположен он на окраине, и пик оживленности приходится на выходные, когда горожане отправляются за дорогими покупками.
Как позже установили эксперты, действовал там, судя по всему, профессиональный взрывник, сумевший с наименьшими затратами достичь наибольших жертв. Бомба по мощности была сравнительно небольшой по нынешним меркам -- всего около 1 кг в тротиловом эквиваленте. Однако способ закладки -- в самом центре рынка, где сходятся все пешеходные дорожки, -- и начинка из шурупов и подшипников привели к катастрофическим последствиям. Три человека погибли на месте, еще трое -- позже в больнице. Общее количество раненых же составило 54 человека, восемь из которых находятся в тяжелейшем состоянии.
Сразу после взрыва, по опросам пострадавших, сыщики смогли выяснить, что пакет с бомбой под одним из лотков оставили какие-то мужчины. Примет их никто не запомнил, но на всякий случай милиционеры ввели во всем городе план «Сирена» и даже задержали шесть человек, которых объявили подозреваемыми. Однако даже после этого представители МВД говорили, что готовы рассматривать все версии.
О «чеченском» следе сыщики пока говорят осторожно. С одной стороны, никаких намеков на активность чеченских боевиков именно в Осетии не наблюдалось. Хотя, с другой стороны, в спецслужбах особо отметили, что к рынку «Фаллой» террористы уже раньше присматривались. Среди прочих именно там устроить взрыв должны были два бывших российских солдата -- Епринцев и Мирошкин, которые прошли обучение у сепаратистов и были арестованы в сентябре 1999 года, когда пытались доставить во Владикавказ грузовик с взрывчаткой.
Не исключают следователи и возможность чисто коммерческой версии. Случаи, когда гангстеры, пытаясь убрать конкурентов, взрывают мирных покупателей -- чтобы обанкротить или вообще закрыть прибыльную торговую точку, -- во Владикавказе бывали и раньше. Что же касается попытки дестабилизировать обстановку в республике, то это предположение для местных спецслужб является вообще дежурным и выдвигается в случае каждого серьезного преступления -- сил, которым это выгодно, в республике предостаточно.
Говоря же о политической шумихе вокруг теракта, местные наблюдатели не скрывали, что здесь ясности намного больше, чем собственно с поиском террористов. И загадочные слова президента Северной Осетии о попытке отвлечь внимание от событий 30 октября -- с точки зрения логики довольно странно отвлекать внимание от бескровного захвата заложников убийством десяти человек -- имеют свое объяснение. В самой Северной Осетии ни для кого не секрет, что президент и глава местного МВД находятся не в лучших отношениях, и проведение связи теракта с провалом истории с заложниками -- явный «камень в огород» осетинской милиции. Впрочем, официальные власти вчера такое предположение опровергли. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» пресс-секретарь президента республики Лев Дзугуев сказал, что г-н Дзасохов имел в виду лишь то, что взрыв отвлечет силы спецслужб от расследования событий 30 октября.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ