|
|
N°206, 09 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний прыжок экстремала
Антон Малевский запутался в стропах
Одна из самых заметных фигур российского криминально-делового мира Антон Малевский погиб во вторник при загадочных обстоятельствах. В начале 90-х годов спецслужбы называли его лидером самой могущественной некогда измайлово-гольяновской группировки, потом он долго жил за границей, однако ни в одной из стран ему не удалось задержаться надолго. В конце концов он вернулся в Россию. Последние годы имя Малевского упоминалось в связи со скандалами на отечественном алюминиевом рынке.
По данным газеты «Время новостей» из российских спецслужб, Антон Малевский разбился 6 ноября в Кении при неудачном прыжке с парашютом -- во время полета он запутался в стропах. Вчера же вокруг гибели Малевского появилась масса слухов и предположений. Одни считают, что бизнесмен разыграл свою смерть, чтобы на время затаиться. Другие утверждают, будто с Малевским рассчитались его недруги, -- в Африке это было сделать легче, чем где-либо еще. Так или иначе, но в Кению уже прилетела группа «авторитетных» друзей Малевского для выяснения того, что же случилось там на самом деле. Однако в российских спецслужбах не сомневаются, что погиб именно Малевский и произошло это без чьей либо помощи. По словам оперативников, Малевский всегда был неравнодушен к экстремальным видам спорта, а подтверждение его гибели они нашли вчера по своим каналам.
Впервые об Антоне Малевском заговорили в начале 90-х годов, когда милиционеры начали подбираться к измайлово-гольяновской группировке и ее лидерам. По данным спецслужб, эта ОПГ контролировала юго-восток столицы, а ее штаб-квартира располагалась в гостиничном комплексе «Измайлово». В 1993 г. нескольких человек, в том числе Малевского, задержали, у него при себе оказалось оружие. Завели дело, и Малевский, не дожидаясь суда, сбежал за границу. Сначала он жил в Болгарии, но уехал после весьма неприятной истории, когда попытался по поддельному болгарскому паспорту получить визу в США. Потом Малевский отправился в Израиль и в 1994 г. сумел получить гражданство этой страны.
В Израиле он обзавелся роскошным особняком и часто общался с такими заметными персонами, как братья Лев и Михаил Черные, Григорий Лернер, Сергей Михайлов, Сергей Тимофеев и другие. В 1995 г. в Израиле вокруг Малевского разгорелся скандал -- на него было совершено покушение сотрудниками одного из местных охранных агентств. По некоторой информации, они планировали «разобраться» и с Михаилом Черным. После этого спецслужбы Израиля заинтересовались биографией Малевского и выявили в ней массу темных моментов. Местные власти попытались лишить бизнесмена гражданства, а тот начал против них борьбу в судах. Однако в 1998 г. Малевского все-таки выслали в Россию, но на родине, несмотря на громкие заявления тогдашнего главы МВД Анатолия Куликова, с ним обошлись мягко. Арестовывать его никто не стал, а старое дело об оружии вообще закрыли.
Последние годы Антон Малевский большую часть времени проводил в Москве, периодически выезжая за границу для встреч с партнерами. При этом его имя регулярно попадало на страницы газет. Утверждалось, например, что Антон Малевский осуществлял «силовое прикрытие» некоторых участников «алюминиевых войн». Однако никаких официальных подтверждений этих сведений нет.
Последнее по времени и, возможно, наиболее громкое упоминание деятельности Малевского, -- скандальный иск на 3 млрд долл. трех трейдерских компаний (Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd и Alucoal), бывших партнеров Новокузнецкого алюминиевого завода, поданный в окружной суд Нью-Йорка. Ответчиками по нему указан ряд компаний, включая «Русский алюминий», а также персонально Михаил Черный и Олег Дерипаска. Именно в их пользу якобы действовал Малевский, угрожая, по утверждению истцов, братьям Живило и требуя от них уступить долю в своем бизнесе. В том же иске указывается, что Малевский сыграл серьезную роль в изгнании в начале 2000 г. с Качканарского ГОК Джалола Хайдарова. Утверждается, будто бы Малевский несколько раз встречался с Хайдаровым, требуя от того передать акции предприятия структурам главы Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова, который в итоге и получил контроль над ГОК.
Александр ШВАРЕВ, Дмитрий СИМАКОВ