Время новостей
     N°185, 10 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2006
Правь, Британия!
Беспечные маргиналы
Викас Сваруп. «Вопрос-ответ». Перевод с англ. Ю. Моисеенко. М.: АСТ-Транзиткнига, 2006.

Индия сейчас на пике популярности: даже удивительно, что до сей поры не появилось ни одного культового индийского романа. Утонченный «Бог мелочей» Арундати Рой смог покорить только законченных эстетов, не чурающихся при этом слезливых болливудских мелодрам. Более массовый вариант индийских приключений выдал британец Уильям Сатклифф в романе «А ты попробуй», подняв на смех горе-европейцев, едущих в Индию за просветлением, а уезжающих лишь с диареей.

Викас Сваруп, маскирующийся в своем дебютном романе под безграмотного официанта, на деле -- индийский дипломат, работающий в Лондоне, который не только вовремя просек литературную конъюнктуру, но и задал жару тем романтикам, чьи представления об Индии сложились во времена Афанасия Никитина. «Вопрос-ответ» -- авантюрная летопись современного индийского беспредела, колоритного и пугающего одновременно.

Чтобы поместить под одной книжкой полтора десятка историй, связанных лишь именем главного героя, Викас Сваруп придумал оригинальный ход.

Герой, 18-летний официант Рама Мохаммед Томас, выигрывает главный приз в популярной телевикторине «Кто хочет стать миллиардером?». Организаторы, не имеющие за душой ни гроша, пытаются обвинить удачливого игрока в подлоге и мошенничестве. Главным аргументом обвинения является тот факт, что на допросе в полиции герой демонстрирует полную интеллектуальную несостоятельность, тогда как на шоу без запинки отвечал на сложнейшие вопросы из области астрономии, истории и юриспруденции. В качестве последнего шанса Рама получает девушку-адвоката и сутки на прояснение ситуации. С пультом в руках просматривая эпизоды викторины, Рама рассказывает полную приключений историю своей жизни, каждый из сюжетов которой и помог найти единственно правильный ответ без всякой предварительной подготовки. Так, ответу на вопрос о самой маленькой планете солнечной системы предшествует печальная история котенка Плутона, павшего жертвой злодейств астронома-алкоголика. А расшифровка аббревиатуры INRI становится возможной лишь после трагической смерти приемного отца героя.

Динамичной, почти детективной интригой Викас Сваруп смог оправдать наличие в романе невообразимого количества сюжетных линий, которые то сходятся, то расходятся, но никогда не провисают. Сюжеты проносятся мимо читателя с невообразимой скоростью и свободно монтируются по законам телешоу -- со словами ведущего, рекламными паузами, лирическими отступлениями и закулисными интригами. Из этой хаотичной мозаики и складывается ироничная энциклопедия нравов современного индийского общества, где экзотика граничит с дикостью, а религиозность с первобытным варварством. При этом господин Сваруп умудряется даже самые кровавые истории про безглазых мальчиков и обожженных девочек рассказывать с поистине индийской беспечностью. По сути, в поисках этого самого легкомыслия в Индию и устремляются тысячи безумцев.

Сью Таунсенд. «Адриан Моул и оружие массового поражения». Перевод с англ. Игоря Алюкова. М.: Фантом Пресс, 2006.

Если современная Индия только создает своих героев, то у британцев давно отлажен их экспорт. Впрочем, как доказывает опыт дипломата Сварупа, индийских героев сочиняют по английским лекалам. Легендарного британца Адриана Моула можно с легкостью записать в старшие братья Рамы Мохаммеда Томаса.

Гениальная старушка Сью Таунсенд в конце 90-х уже пыталась завершить свою Моул-эпопею, но по прошествии времени то ли сама истосковалась по герою, то ли издатели надавили. Так или иначе, но последний из дневников Адриана Моула (2004 года производства) оказался едва ли не самой лучшей книгой серии. Даже если вы не читали предыдущие опусы, смело можете браться за этот (хотя не прочесть «Тайный дневник» -- преступление).

Из начинающего неудачника Моул вырос в убежденного британского маргинала, работника захолустного букинистического магазина, убежденного сторонника Тони Блэра, жертву маркетинговых стратегий и феминистических манипуляций. В «Оружии массового поражения» Адриан крутит роман с фанатичной изготовительницей кукольных домиков по имени Маргаритка Крокус, воюет со стаей лебедей, голосует за войну в Ираке, становится банкротом и переезжает из благоустроенного чердака в перестроенный свинарник.

Насмешница Таунсенд раздает на орехи всем: левакам-шестидесятникам, либералам, консерваторам, антиглобалистам и всему британскому литературному сообществу, начиная с заносчивого Уилла Селфа и заканчивая модницей Зэди Смит. «Затем наступил черед новой главы из его романа в стиле Пруста, который он пишет и переписывает уже пятнадцать лет. 2000 слов понадобилось ему, чтобы описать, как он впервые ел печеньку хобноб». Нескольких перченых фраз достаточно Таунсенд, чтобы припечатать кого угодно и наградить благодарного читателя приступом терапевтического смеха.

Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения