Время новостей
     N°184, 09 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2006
"Ее убили за правду"
Москвичи собрались вокруг Пушкина...
Вчерашний пикет на Пушкинской площади, на котором правозащитники намеревались высказать свое отношение к антигрузинским настроениям в обществе, превратился в акцию памяти Анны Политковской. Плакаты с лозунгами: «Преследование людей по национальному признаку позорит Россию», а также заготовленные заранее значки солидарности «Я грузин» и «Я люблю хачапури» соседствовали с портретом Анны Политковской, установленным у входа в сквер, куда люди приносили цветы, иконы и зажженные свечи. Рядом появился и потрет Галины Старовойтовой, убитой при аналогичных обстоятельствах несколько лет назад в подъезде собственного дома.

Убийство известной журналистки обеспечило повышенное внимание к пикету и со стороны москвичей, и со стороны правоохранительных органов. Едва ли митинг в поддержку российских грузин, испытывающих на себе сейчас прессинг правоохранителей, собрал бы более сотни-другой горожан. Почтить же память Анны Политковской, как подсчитали бдительные милиционеры, в сквере около памятника Пушкину и его окрестностях собралось около 2,5 тыс. человек. Вместе с известными правозащитниками -- Людмилой Алексеевой, Валерием Борщевым, Львом Пономаревым в пикете принимали участие и представители оппозиционных политических движений -- лидер СПС Никита Белых, зампред «Яблока» Сергей Митрохин и возглавляющий Республиканскую партию России Владимир Рыжков.

Организаторы акции, изначально получив разрешение от городских властей на проведение пикета, не стали провоцировать милиционеров митинговыми речами. Впрочем, вся площадь, по сути, и была трибуной, на которой все говорили о том, что причиной смерти журналистки «Новой газеты», известной своей бескомпромиссной позицией по Чечне, стала ее профессиональная деятельность.

Потому и выступления организаторов акции перед журналистами вышли за рамки «грузинской темы». Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, выступившая «в защиту грузин, которых несправедливо преследуют в России по национальному признаку», напомнила, что «люди не должны быть разменной монетой в какой-то политической игре», имея в виду и выходцев с Кавказа, и г-жу Политковскую. «Анна Политковская была не просто честным журналистом, она была замечательным гражданином нашей страны. У нас убивают тех людей, которые говорят правду, потому что на то, о чем писала Аня, нечего было возразить», - сказала г-жа Алексеева. Валерий Борщев назвал убийство Политковской политическим. «Анна Политковская мешала своей независимостью, своей честностью, тем, что бесстрашно боролась против произвола», -- сказал он. Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев говорил, что «те, кто разжигает антигрузинскую истерию, -- это те же люди, которые стреляли в Политковскую».

Оставив Пушкинскую площадь, многие из участников акции отправились отдать долг памяти журналистке на Лесную улицу, где в субботу днем и было совершено это убийство.

... Питерцы - вокруг Соловецкого камня

Проливной дождь не остановил петербуржцев, собравшихся вчера в три часа дня у Соловецкого камня -- памятника жертвам сталинских репрессий -- почтить память Анны Политковской.

Их было вряд ли больше 300 человек. Но по выражению их лиц, поведению, общей атмосфере чувствовалось, что здесь нет случайных людей. Что на Троицкую площадь пришли люди, ясно осознающие, что именно произошло и происходит. Они почти не произносили речей -- молча стояли под черными зонтами или несли и несли цветы к подножию камня. Крупные капли дождя и ветер постоянно тушили свечи, но зажженных вновь было больше, чем погасших. И памятник жертвам сталинских репрессий был постоянно окружен колыхающимися волнами огня.

На основании привезенного с Соловков камня, прямо над надписью «Узникам ГУЛАГа», стояло несколько портретов погибшей журналистки, как бы подчеркивая, что террор не стал фактом российского прошлого -- насилие над людьми и отстрел лучших являются фактами современности. Об этом говорили немногие выступавшие. Эта же мысль подчеркивается и в обращении, принятом вчера петербургскими оппозиционными организациями -- "Яблоком", "Союзом правых сил", объединением "Мемориал", «Объединенным гражданским фронтом» и другими.

В этом документе, который зачитал глава питерского отделения "Мемориала" Юлий Рыбаков, демократические лидеры предупреждают об угрозе наступления фашизма и говорят, что сейчас политический террор стал в России заурядным явлением. «Мы собрались в страшный день, то, что произошло, еще одна жертва политического террора, еще одно страшное преступление», -- говорил Юлий Рыбаков, и ясно чувствовалось, что слова даются ему с трудом. «Каждый раз, когда я читал ее статьи, мне становилось страшно за нее», -- сказал обозреватель "Новой газеты" Борис Вишневский. «Этот человек в наше тяжелое время не боялся говорить правду, именно за это ее и убили», -- сказала глава петербургского отделения «Объединенного гражданского фронта» Ольга Курносова.

Кто-то из пришедших тихим голосом читал стихи. Некоторые сокрушались, что на уличные акции оппозиции последнее время приходят в лучшем случае сотни, а обычно лишь десятки петербуржцев. 1990-е годы, когда по призыву демократических вождей площади заполняли десятки тысяч человек, безвозвратно миновали. Многие вспомнили, что, хотя совсем недавно были осуждены трое исполнителей и организаторов другого громкого убийства -- совершенного в Петербурге в 1998 году расстрела депутата Госдумы Галины Старовойтовой, -- все равно большая часть обвиняемых были оправданы. А самое главное -- заказчики этого злодеяния не установлены.

Милиция, которая последнее время жестоко разгоняла акции оппозиции в Петербурге, на сей раз не вмешивалась и следила за происходящим с почтительного расстояния.

Ирина БЕЛАШЕВА,
//  читайте тему  //  Убийство Анны Политковской