|
|
N°185, 10 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вернуть Тирасполь и Кишинев на путь переговоров"
Референдумы на постсоветском пространстве о независимости непризнанных республик (17 сентября он прошел в Приднестровье, а 12 ноября ожидается в Южной Осетии) обострили споры вокруг принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение. На эту тему статс-секретарь -- заместитель министра иностранных дел России Григорий КАРАСИН беседует со спецкором «Времени новостей» Катериной ЛАБЕЦКОЙ. В эти дни г-н Карасин отправляется на переговоры в Кишинев и Тирасполь.
-- Сохранение территориальной целостности страны зависит от умения властей убеждать, договариваться, внедрять политическую культуру компромисса. Ведь тактикой политического давления или «навала» долгосрочных целей не решить. Это касается всех конфликтных ситуаций.
В России до недавнего времени тоже были серьезные проблемы, но мы, несмотря на драмы и трагедии, стремились учитывать мнение своего населения в регионах. Прошли референдумы. Эта тяжелейшая работа привела, казалось бы, неразрешимую ситуацию к позитивному логическому развитию. Политики же, отказывающиеся от поэтапной работы над деталями, обрекают ситуацию на все большую деградацию.
-- Как вы оцениваете ситуацию в Приднестровье после референдума?
-- Решение о проведении референдума стало реакцией Тирасполя на фактическое введение экономической блокады в результате одностороннего изменения режима таможенного оформления внешнеэкономической деятельности Приднестровья. Регион с марта жил в условиях социально-экономического напряжения, у населения появилось чувство неуверенности. И руководство Приднестровья решило подкрепить свою линию плебисцитом. Результаты были предсказуемы, но они важны не только как подтверждение поддержки подавляющим большинством населения курса нынешнего руководства, но и как своеобразный сигнал мировому сообществу, которое подчас не замечало озабоченности приднестровцев.
-- Каковы теперь перспективы урегулирования?
-- Референдум -- важный политический индикатор, призванный вернуть Приднестровье и Молдавию на путь переговоров. Политическими методами проблему приднестровского урегулирования решить можно, санкциями же -- нет. Сейчас это хорошо понимает и украинская сторона, и во все возрастающей степени понимает молдавская сторона.
-- После отказа Кишинева от «меморандума Козака» у Москвы есть альтернативный вариант?
-- Вариантов много. Главное, не зарываясь в детали, сохранить базовый принцип -- сделать документы, приемлемые для обеих сторон в конфликте. Надеемся, что после убедительных результатов прошедшего плебисцита возвращение Приднестровья в переговорный процесс не будет сопряжено с искусственными осложнениями. Мы же настроены всячески способствовать возобновлению переговоров. У нас продолжаются контакты с Приднестровьем, посредниками от Украины и ОБСЕ, появились новые возможности и для результативности от контактов с молдавской стороной, никогда не прекращавшихся. Эта тема станет одной из важнейших составляющих и моей поездки в Молдавию.
-- А каковы перспективы российско-украинских отношений?
-- Что бы ни происходило на киевском олимпе, российско-украинские отношения -- это чрезвычайно развитая структура психологических, культурных, личностных связей. Их невозможно разрубить необдуманными заявлениями. Мы рады завершению на Украине политической неопределенности и преодолению этой страной еще одного этапа становления демократического плюрализма. Но не стоит упрощать остающиеся проблемы, будь то с русским языком или экономические. Став самостоятельными игроками в новом мире, мы должны решать их на языке понятной всем логики и прагматизма в соответствии с действующими двусторонними соглашениями. Это касается сотрудничества в сфере энергетики, налаживания наших промышленных связей, пребывания Черноморского флота на территории Украины, азово-керченского урегулирования.
-- Каковы ближайшие планы?
-- После сочинской и московской встреч премьеров Михаила Фрадкова и Виктора Януковича готовимся к проведению заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества комиссии, возглавляемой обоими премьерами (в марте 2005 года президенты договорились создать Российско-украинскую межгосударственную комиссию в составе: комитет по сотрудничеству в экономической области, три подкомитета по взаимодействию в международной, оборонной и гуманитарной сфере, подкомиссия по Черноморскому флоту. -- Ред.) В октябре-ноябре пройдут заседания рабочих органов межгоскомиссии. После этого будут определены сроки проведения заседания самой комиссии.
-- Москву беспокоят евроатлантические амбиции Киева, прежде всего взаимоотношения с НАТО?
-- Присоединение к военно-политическим блокам -- суверенное право каждого государства. Но вопрос должен решаться с учетом всех факторов, прежде всего с учетом мнения собственного населения. Сейчас оно учтено в большей мере, нежели ранее.
-- Создание зоны свободной торговли Украины с ЕС возможно уже в 2007 году. А каковы перспективы украинского участия в Едином экономическом пространстве (ЕЭП)?
-- Это вопрос к украинским экономистам. ЕЭП обсуждается в рамках «тройки» -- Россия, Казахстан, Белоруссия -- с участием Украины. По вопросам, не устраивающим Украину, «тройка» намерена идти вперед.
-- С приходом Януковича подвижек не ожидаете?
-- Волшебных решений с приходом нового человека по определению быть не может. Но тональность разговора, хотя она по-прежнему прямая и прагматичная, заметно изменилась в лучшую сторону. В наших отношениях взят курс на поиск действительно обоюдовыгодных решений в интересах углубления российско-украинского партнерства.
|