Время новостей
     N°184, 09 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2006
За одного не нашего -- двух наших
Авиаторы раскритиковали идею Сергея Миронова изменить схему закупки самолетов
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил решить проблему безопасности полетов в России, обязав авиакомпании покупать по два самолета отечественного производства на каждый иностранный. Эту идею немедленно и единодушно раскритиковали и производители, и эксплуатанты отечественной авиатехники, а также Министерство транспорта. Зато другое предложение спикера -- увеличить размер обязательного страхования жизни авиапассажиров с нынешних 1000 МРОТ (100 тыс. руб.) до 10 млн руб. (75 тыс. долл.) -- наоборот, получило полную поддержку Минтранса. "В первую очередь мы выступаем за страхование ответственности авиаперевозчиков. Это заставит их вкладывать средства в обеспечение безопасности пассажиров", -- сказал г-н Миронов, указав, что необходимое законодательство Совет Федерации разработает совместно с правительством.

О том, как следует стимулировать закупки российских самолетов, он высказался в пятницу после правительственного часа, посвященного состоянию безопасности полетов в стране. «Я напомню, что в 1999 году правительство приняло правильное решение, разрешив «Аэрофлоту» ввозить некоторое количество авиационной зарубежной техники беспошлинно, но обязав приобрести шесть Ил-96. К сожалению, эти соглашения не были выполнены, но принцип, думаю, можно было бы восстановить, -- сказал спикер журналистам. -- Условно говоря, за беспошлинный ввоз одного импортного самолета приобретаются (заинтересованной авиакомпанией. -- Ред.) два отечественных».

Министр транспорта Игорь Левитин, который отчитывался перед сенаторами в рамках правительственного часа и вместе с г-ном Мироновым вышел к прессе, не стал скрывать свой скептицизм. «Предложение, которое только что сделал Сергей Михайлович по поводу пакетного соглашения по беспошлинным (импортным. -- Ред.) самолетам и российским, имело свою историю. Как «Аэрофлот» ввез свои самолеты, так же ввезла их компания «Трансаэро». Они должны были заказать в России самолеты на ту сумму пошлин, которую они не платили. На шесть Ил-96 «Аэрофлот» до сих пор не подписал контракт. «Трансаэро» разместила заказ на Казанском авиазаводе на Ту-214. Если пакетное соглашение у этих двух компаний сработает, мы готовы рассмотреть ваше предложение. Оно интересное».

Постановление правительства России от 1998 года «О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России», которое, очевидно, имел в виду г-н Миронов, предусматривало несколько иную формулу зачета наших самолетов за импортные. Согласно документу для освобождения от таможенных пошлин от авиакомпании требовалось «наличие заключенных... с отечественными производителями авиационной техники договоров о закупке... техники на сумму, которая до трех раз превышает сумму, образующуюся в результате предоставления таможенных льгот». На основании этого документа Министерство экономики заключило тогда два инвестиционных соглашения -- с «Аэрофлотом» и «Трансаэро» (которые и упомянул г-н Левитин). Ни по одному из соглашений поставки отечественных самолетов пока не состоялись, а само постановление было отменено правительством России в августе 2001 года.

Возвращаться к той схеме ни поставщики, ни покупатели авиатехники сегодня не хотят. «Мы выступаем за отмену импортных пошлин без всяких условий и за налаживание в нашей стране производства авиатехники такого уровня, которую не надо будет насильно навязывать авиакомпаниям», -- сказал вчера корреспонденту «Времени новостей» замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Он сообщил, что готовящийся сейчас «Аэрофлотом» контракт на закупку дальнемагистальных лайнеров нового поколения (сумма этой сделки может составить 3--6 млрд долл.) рассчитан исходя из предположения, что эти самолеты будут ввезены в Россию беспошлинно. «В противном случае контракт будет для нас абсолютно нерентабельным», -- сказал г-н Кошляков.

«Предлагаемая схема уже доказала свою неэффективность», -- согласен с г-ном Кошляковым генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов. Именно с нею «Аэрофлот» уже шесть лет ведет безрезультатные пока переговоры о поставке шести Ил-96. «Опыт показал, что если авиакомпании получают импортные машины, то покупать российские они потом могут годами. Это никому не нужно», -- заявил он вчера корреспонденту «Времени новостей». Но насчет того, что нужно, у него есть свое мнение, отличное от мнения «Аэрофлота». Немедленная отмена импортных пошлин не представляется руководителю ИФК целесообразной. «Надо ставить вопрос о стартовом государственном заказе отечественной авиатехники на сумму 2--3 млрд долл. Это позволит загрузить авиазаводы и передать авиакомпаниям 100--200 новых самолетов разных типов. И только после этого можно подумать об отмене пошлин на те воздушные суда, аналогов которых у нас не делают», -- считает г-н Рубцов.

Михаил КУКУШКИН