|
|
N°184, 09 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
190 лет вместе
От царств к губерниям, от ГДР к советской республике...
Расширяющаяся Российская империя уперлась в Кавказский хребет к концу XVIII века, окончательно присоединив степные районы Дона, Калмыкии и разгромив Крымское ханство. Земли по обе стороны гор, в частности Грузия, на тот момент оказались зажаты между тремя мощными сверхдержавами -- Россией, Османской империей и Персией. Большинство территорий Закавказья к 1770-м годам находились в зависимости от Стамбула или Тегерана. Грузинские территории были разделены на несколько мелких государств, крупнейшим из которых являлось Картли-Кахетинское царство, владевшее Восточной Грузией и сопредельными землями.
В 1783 году был заключен известный Георгиевский трактат: в этом документе царь Картли-Кахетии Ираклий II признавал протекторат Российской империи. Однако на тот момент между Восточной Грузией и Россией находились северокавказские территории. Одни из них были ничьи, как Чечня, другие находились в зависимости от Персии, как Дагестан. Реальное русское продвижение в Закавказье началось лишь в 1801 году, когда Картли-Кахетия стала Тифлисской губернией. После этого в течение нескольких лет Россия взяла под контроль и остальные грузинские княжества -- Мегрелию и Гурию (1803), Имеретию (1804), Абхазию (1810). Приблизительно в то же время были аннексированы -- частично нашими штыками, частично дипломатическими средствами -- азербайджанские территории, ранее подчиненные Персии. С присоединением в 1829 году по Адрианопольскому договору территории Ахалцихе в составе Российской империи оказалась практически вся территория нынешней Грузии, за исключением Аджарии.
В Закавказье формируется административный порядок, типичный для российской бюрократии: на смену царствам, княжествам, ханствам и меликствам приходят губернии, области, округа. Местные грузинские сословия получают такие же права, как и население центра империи, в частности, в отечественном дворянском сословии формируется мощная грузинская прослойка. Закавказье остается сравнительно мирной территорией империи: если к северу от гор в 1817--1864 годах идет ожесточенная Кавказская война с местными народностями, то южнее главной угрозой является враг внешний -- османы и персы.
При этом нужно отметить, что русификация Грузии шла весьма и весьма медленно. Если, к примеру, западная часть Северного Кавказа, Закубанье, а также черноморская полоса, входящая ныне в состав Краснодарского края, в течение считаных десятилетий XIX века были заселены русскими поселенцами, а местные черкесские и адыгские народности или оказались в меньшинстве, или мигрировали, то переезд нового населения с севера в Грузию так и не принял массовых масштабов. Кое-где основывались отдельные деревни, причем часто мигрантами были сектанты-христиане и староверы. Кроме того, в ставшую спокойной Грузию ехали и другие этносы, от армян и греков до немцев, молдаван и эстонцев. Но, несмотря на наличие большого количества диаспор, основная часть Грузии оставалась моноэтнической.
Очередной всплеск военных действий и передела границ в Закавказье приходится на годы Гражданской войны в России, когда эта территория империи на некоторое время оказалась предоставленной сама себе. 22 апреля 1918 года провозглашается Закавказская демократическая федеративная республика, некий несоветский прообраз будущей Закавказской СФСР, куда были включены и грузинские территории. Вскоре это образование распадается, и образуется Грузинская демократическая республика (ГДР). На эту территорию весной 1918 года входят германские войска, остававшиеся на Кавказе до ноября. В то же время Турция вторгается в Карскую область, захватывая и южные земли нынешней Грузии. Абхазия и район Сочи отходят к белым -- Вооруженным силам Юга России под командованием Антона Деникина, которых, однако, остальная часть ГДР не интересует.
Независимая -- в той или иной степени -- Грузия просуществует до 1921 года и даже успеет поучаствовать в Парижской мирной конференции в 1919 году, завершившей первую мировую войну. Стоит отметить, что за столь краткий период времени новорожденные закавказские государства успели и повоевать друг с другом, и испортить отношения с нацменьшинствами. Так, репрессии тифлисских властей против осетинского населения в 1918--1920 годов, как и 70 лет спустя, привели к готовности осетин перейти под власть Москвы. История ГДР заканчивается 25 февраля 1921 года, когда провозглашается создание Грузинской советской республики, сюда опять входят русские войска, на сей раз в виде Красной армии. На территории Абхазии с марта того же года существует Абхазская советская республика, Аджария -- автономия в составе Грузии.
Большевики перекраивают административно-национальное деление Закавказья до середины 1930-х годов: к этому моменту формируется знакомый нам по позднесоветским временам расклад трех республик. А с 1922 по 1936 год Грузия вместе с Армянской и Азербайджанской ССР входила в состав Закавказской Федерации. Абхазия поначалу имела странный статус договорной ССР -- нечто среднее между полноценной республикой и автономией в составе Грузии. Кроме того, Тбилиси получил рекордное для столь маленькой страны количество инородческих окраин: помимо полумусульманской, но грузинской Аджарии Грузия включала в себя Южную Осетию, Триалетскую Осетию (осетинский анклав к югу от Гори), армянскую Джавахетию, Ахалцихе с курдами и турками-месхетинцами и приграничные районы с азербайджанским населением. Это заложило межнациональную бомбу под будущее государство грузин, сработавшую на рубеже 1980--1990-х годов XX века.
В период распада СССР Грузия находится в авангарде центробежного движения. В 1991 году провозглашается независимость республики, к власти приходят националисты во главе со Звиадом Гамсахурдиа. Попытки урезать автономии абхазов и осетин приводят к вооруженным конфликтам, в которых Тбилиси терпит поражение. К середине 1990-х годов Грузия надолго теряет контроль над автономиями, даже невоевавшая Аджария де-факто становится самостоятельной территорией. В дальнейшем российская роль в истории региона сужается: вместо метрополии, определявшей политическое, хозяйственное и культурное развитие этой территории, наша страна становится лишь доступным местом работы для существенной части экономически активного населения трех кавказских республик.
Владимир ДЗАГУТО