|
|
N°183, 06 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский -- значит левый
Про Россию в Латвии вспомнят только после выборов
Субботние парламентские выборы -- едва ли не впервые в новейшей истории Латвии -- не сулят больших изменений в политическом ландшафте страны. Все игроки давно известны, и речь лишь о переделе между ними влияния. Рейтинги популярности партий подтверждают, что в Латвии по-прежнему латыши голосуют за латышей, а русские -- за русских. Но на этот раз за русские голоса борется не одна, а две силы -- объединение "За права человека в единой Латвии" («ЗаПЧЕЛ») и «Центр Согласия».
В сейме Латвии заседают сто депутатов, в стране действует пропорциональная избирательная система -- граждане голосуют за партийные списки. Опросы позволяют предположить, что пятипроцентный барьер преодолеют шесть-восемь политических организаций. И нет сомнений в том, что властный "контрольный пакет" получат правые партии.
На правом фланге сражаются пять партий, три из которых -- Народная партия, Латвийская Первая партия, «Союз «зеленых» и крестьян» -- сейчас входят в правящую коалицию. Едва ли не главная интрига выборов -- сможет ли эта тройка создать и следующее правительство. Народная партия, ставленник которой Айгар Калвитис (на снимке)возглавляет сейчас кабинет, уже высказала заинтересованность в сохранении нынешней конфигурации при формировании нового кабинета.
Еще две правые силы -- оппозиционные «Новое время» и ТБ/ДННЛ (латвийские националисты) -- остаются в роли аутсайдеров. «Новое время», считавшееся проамериканским проектом, было фаворитом прошлых парламентских выборов 2002 года, но с тех пор растеряло половину сторонников. Представительство в девятом сейме «Новое время», конечно, получит, но рискует стать игроком второго эшелона. Предвыборная программа националистов сводится к обещаниям избавить Латвию от русского населения. Пока рейтинги указывают на то, что ТБ/ДННЛ в сейм пройдет, но большого представительства не получит.
На левом фланге -- три так называемые русские партии. В Латвии понятия «левый» и «русский», «правый» и «латыш» во многом стали синонимами. И это одна из причин, по которой невозможно создать сильную латышскую партию левой ориентации. Лидер на левом фланге -- «ЗаПЧЕЛ». У него есть шансы попасть в парламент, но не в исполнительную власть. Латышская политическая элита уже дала понять, что это неприемлемо. Еще у одной «прорусской» политической силы, «Центра Согласия», шансов войти в правительство немного, но исключить этот вариант тоже нельзя. Третий игрок на левом фланге -- Латвийская социал-демократическая рабочая партия. Она "работает" на латышский электорат и в сейм скорее всего не попадет.
Директор латвийского Института исследования России Карлис Даукштс в интервью «Времени новостей» отметил, что в ходе предвыборной кампании мало кто заострял внимание на теме налаживания отношений с Россией: «Невнимание к российской тематике объясняется тем, что никто не может предложить выход из тупика, в котором оказались двусторонние отношения после срыва подписания договора о границе в 2005 году. И российская, и латвийская дипломатия оказались в ловушке, и пока выход из нее не найден. Но после выборов налаживание отношений с Россией станет одной из самых важных тем в Латвии».
По мнению г-на Даукштса, многое будет зависеть от того, какие партии войдут в следующее правительство. Так, усиление политического влияния левых партий или же приглашение в правительство «Центра Согласия» может сыграть определенную роль в налаживании российско-латвийских отношений. Но нашему собеседнику кажется, что "в России есть силы, не очень приветствующие налаживание отношений с Латвией, а без обоюдного стремления к этому ничего не получится". Даукштс сказал "ВН", что "психологический осадок оставила и история с выдвижением президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги на пост генсека ООН, поскольку Россия заняла в этом вопросе жесткую позицию".
Латвийский социолог Айгар Фрейманис в интервью «ВН» предположил, что существенных изменений в российско-латвийских отношениях после выборов не произойдет. «Когда мы в Латвии говорим, что какая-то политическая партия победила на выборах, в этом есть изрядная доля лукавства. За 15 лет в Латвии ни одна сила не становилась абсолютным победителем выборов, и всегда формировалось коалиционное правительство. Пока все выглядит так, что следующее правительство будет если не повторять, то напоминать по составу нынешнее. Поэтому выборы вряд ли существенно изменят отношения с Россией». Фрейманис считает, что «важны не итоги выборов, а как будут работать дипломаты и кто станет следующим главой МИД Латвии».
Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига