|
|
N°183, 06 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мастера защиты
В Токио Алонсо и Шумахер продолжат писать историю
Расхожее утверждение, что чемпионский титул завоевать легче, чем защитить, под конец сезона в «Формуле-1» вспоминается все чаще. Фернандо Алонсо, первую половину чемпионата уверенно двигавшийся по проторенному год назад пути к вершине, во второй его части забуксовал и позволил-таки настичь себя матерому Михаэлю Шумахеру. Очковое равенство, установившееся между двумя соперниками после Гран-при Китая, в общем-то, отражает и соотношение противоборствующих сил: «Рено» Алонсо, и «Феррари» Шумахера на трассе почти ровны. Перевес в ту или другую сторону будет зависеть от мельчайших нюансов, вроде тех, что помешали испанскому гонщику добиться победы в Шанхае, слаженной работы всей команды, чем так славится «Феррари», в конце концов от удачи, без которой спорт немыслим вообще.
Но насколько действительно тяжело удержаться на чемпионском троне в «Формуле-1»? Из 28 чемпионов мира за 57 лет существования гонок «Формулы-1» удостоиться этого звания больше одного раза пока смогли 13 пилотов, и лишь пятерым из них удалось, впервые выиграв чемпионат, повторить свое достижение и на следующий год. Первый, кому удался подобный дубль, был третий чемпион в истории Больших призов итальянец Альберто Аскари. В начале 50-х годов прошлого века в «Ф-1» правил триумвират Фарина--Фанхио--Аскари. Эта троица разыграла между собой три первых чемпионата: Джузеппе Фарина первенствовал в 1950 году, Хуан-Мануэль Фанхио -- в 51-м, а Аскари, в отсутствие травмированного аргентинца, легко выиграл в 52-м. Но и на следующий год вернувшийся в гонки Фанхио не смог оказать сопротивление действующему чемпиону -- «Феррари», за которую выступал итальянец, в то время была вне конкуренции. Впрочем, еще год спустя набравший силу немецкий гигант «Мерседес» позволил Фанхио остановить триумфальное итальянское шествие.
В конце 50-х в «Формуле-1» гоночные автомобили с передним расположением двигателя доживали свои последние годы. Два чемпионских титула подряд Джека Брэбэма, выступавшего на заднемоторном «Купере», окончательно их похоронили, доказав неверующим преимущество новой компоновки. И в 59-м и в 60-м новозеландец боролся только со своими напарниками по команде -- настолько велико было преимущество «Купера» над остальными машинами. Так что вряд ли можно примерять эти примеры из далекого прошлого «Ф-1» к нынешней ситуации.
Два десятилетия затем в «Формуле» шла настолько ожесточенная борьба, что, хотя за этот период формульный Олимп сразу троим гонщикам покорился трижды, никому не удавалось удержаться наверху в течение двух сезонов подряд. И только двойной успех Алена Проста в 85-м и 86-м годах наконец-то сумел прервать столь затянувшуюся череду разовых чемпионств. Эти два титула дались Просту непросто. Лидировавший почти весь сезон-85 Микеле Альборето из «Феррари» неожиданно оступился на самом финише. Перед пятью последними этапами француз и итальянец набрали одинаковое количество очков, но после этого Микеле не удалось набрать ни одного очка против 20 «золотых» Профессора. Защищать завоеванное годом позже ему пришлось уже в борьбе сразу с тремя опаснейшими соперниками -- Найджелом Менселлом, Нельсоном Пике и Айртоном Сенной. Весь чемпионат эта четверка, попеременно лидируя, демонстрировала удивительную стабильность. Менселл, выступавший на «Уильямсе», одержал пять побед и перед последней гонкой в австралийской Аделаиде имел семь очков преимущества. Однако «Макларен» исполнил знаменитый фокус с «мягкой резиной», и Прост с четырьмя победами сохранил чемпионскую корону за собой.
Два последних случая успешной защиты титула относятся уже к новейшей истории. И оба раза непосредственное участие в событиях на трассе принимал Михаэль Шумахер. В 1994 году его упорная схватка с Дэймоном Хиллом закончилась скандальным столкновением двух претендентов на титул, спровоцированным Шуми. Михаэль опережал Хилла на одно очко, и эта авария позволила ему сохранить устраивавшее его положение в чемпионате. Такая неубедительная победа оставляла много вопросов о степени таланта восходящей звезды, но на следующий год Солнечный Мальчик, как тогда еще называли Шумахера, доказал, что его успехи отнюдь не случайны, став самым молодым «двойным» чемпионом.
Переход из «Бенеттона» в «Феррари» ненадолго приостановили уверенный победный марш немецкого чемпиона. Затратив некоторое время на возрождение былого величия конюшни из Маранелло, получивший новое прозвище Красный Барон гонщик вновь включился в борьбу. На этот раз его соперником стал Мика Хаккинен из «Макларена». Великолепный мотор «Мерседес», стоявший в 1998 году на машинах команды, позволял пилотам «Макларена» легко расправляться с конкурентами. Со всеми, кроме одного. Шумахеру удавалось весь сезон прессинговать финна, но надежность его машины оставляла желать лучшего. Выиграв свое первое звание, Мика не остановился на достигнутом и удвоил свое достижение в следующем сезоне. Ему на руку сыграла и травма, полученная Шумахером в середине сезона, и нежелание руководства «Феррари» видеть в роли чемпиона Эдди Ирвайна.
Сможет ли Алонсо стать шестым чемпионом на бис или на этот раз Шумахер сумеет помешать ему присоединиться к элитному клубу «двойных» чемпионов, в который входит и он сам?
Дмитрий СИТНИК