|
|
N°182, 05 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Airbus едет ревизор
Немецкие власти могут выкупить долю DaimlerChrysler в европейском аэрокосмическом концерне EADS
Глубокий кризис, в котором оказался европейский аэрокосмический концерн EADS из-за своего дочернего авиастроительного предприятия Airbus SAS, вызвал достаточно резкие заявления со стороны руководства корпорации, а также недовольство авиакомпаний в связи с переносом на два года серийного производства аэробуса-гиганта А380. В EADS вчера заявили агентству Bloomberg, что работа самолетостроительной компании подвергнется «жесткому расследованию». Поскольку Airbus отсрочил выпуск А380, в бюджете компании образовалась дыра, а EADS прогнозирует потерю 4,8 млрд евро к 2010 году. Минимум 2 млрд евро концерн намерен компенсировать реформами, которые должны сократить расходную часть бюджета. Впрочем, премьер-министр Франции Доминик де Вильпен вчера на пресс-конференции поддержал EADS и Airbus: «Не нужно напоминать о том, что я полностью доверяю руководству Airbus, как и руководству EADS». В то же время немецкие власти сейчас изучают вопрос о покупке 22,5% акций EADS у компании DaimlerChrysler, давно желающей избавиться от этого пакета. И хотя намерение еще больше национализировать европейский концерн подвергается резкой критике, время для него выбрано очень удачное: вчера акции EADS пережили обвальное падение, до 12% к уровню закрытия накануне. А в целом в течение года их курс снизился на 29%.
EADS контролируют немецкие и французские акционеры (устав концерна предусматривает, что совет директоров формируется не всеми акционерами, а лишь немецкими и французскими). 22,32% акций принадлежит DaimlerChrysler, по 15% -- правительству Франции и компании Lagardere (из ее пакета 7,5% акций EADS сейчас находятся в процессе продажи для увеличения свободного обращения этих ценных бумаг, ранее в этом году с той же целью DaimlerChrysler уже продал 7,5% акций EADS). Еще 5,44% акций принадлежит «младшему стратегическому партнеру» EADS -- испанской госкомпании SEPI, а 42,49% обращается на фондовом рынке. Российский Внешторгбанк недавно объявил, что сумел консолидировать 5,02% акций EADS, при этом помощник российского президента Сергей Приходько утверждал, что банк готов довести свой пакет до блокирующего. Впрочем, Владимир Путин в ходе недавнего визита во Францию после трехсторонней встречи с Жаком Шираком и Ангелой Меркель заявил журналистам, что ВТБ исключительно играет на фондовом рынке и ни о какой экспансии в европейскую самолетостроительную отрасль речь не идет.
А380 -- самый большой пассажирский самолет в мире, который Airbus собирается производить в Гамбурге. Он способен перевозить 550 пассажиров. Четыре таких лайнера уже провели 575 испытательных полетов общей длительностью 1,8 тыс. часов. Месяц назад А380 впервые взлетел с пассажирами -- работниками концерна Airbus, которые совершили семичасовой полет над Тулузой. Начало серийного выпуска этих машин было намечено на 2007 год, однако летом стало известно о задержке сначала на год, затем на десять месяцев и, наконец, на днях было объявлено о переносе срока на два года.
Международные авиакомпании, ранее разместившие свои заказы на новый европейский лайнер, в итоге стали говорить не только о возможности переориентации на авиапродукцию конкурента -- американской корпорации Boeing, чей лайнер 787-й серии Dreamliner имеет несколько схожие характеристики, но и о неустойках. Среди крупнейших пострадавших от решения Airbus -- Singapore Airlines, Emirates Airlines, Malaysian Airlines и австралийская Quantas. Конкретную сумму своих убытков в этой связи назвали только австралийцы -- Quantas сообщила об ущербе в размере 77 млн долларов.
Выплата неустоек может оказаться губительной для гамбургского авиапредприятия. В связи с этим, согласно появившейся неофициальной информации, акционер Airbus планирует полностью или частично перевести технологический процесс окончательной сборки А380 из Гамбурга во французскую Тулузу. Подобная перспектива неизбежно ударит по авторитету нынешней правительственной коалиции Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель. В конце прошлой недели проблемы немецкой части Airbus она обсуждала с министром экономики Михаэлем Глосом и министром финансов Пеером Штайнбрюком. Речь шла о превентивной реакции федерального правительства на тот случай, если рабочие места в Гамбурге окажутся под угрозой. Почву для опасений такого рода в среде высших немецких политиков питают, в частности, намерения Airbus частично передать заказы на изготовление отдельных узлов и агрегатов А380 в Россию, Индию или Китай, что также было бы в русле концепции EADS по экономии на ближайшие годы.
Поэтому федеральное правительство Германии, как сообщают немецкие СМИ, изучает возможность последовать примеру Франции и стать акционером EADS. Статс-секретарь министерства финансов Германии Томас Миров ведет предварительные переговоры о покупке госбанком Kreditanstalt fuer Wiederaufbau части пакета акций, которым владеет DaimlerChrysler. Кстати, г-н Миров, будучи сенатором по экономике Гамбурга, добился того, что производство А380 размещено в его пригороде -- Финкенвердере. Из земельного бюджета на эти цели было инвестировано 750 млн евро.
Впрочем, представители минфина и минэкономики Германии не спешат однозначно подтвердить интерес немецкого государства к долевому участию в EADS. Подобную идею критикуют эксперты, которые, напротив, считают, что «в его нынешней ситуации EADS нужно как раз меньше государственного влияния».
Кстати, на следующей неделе в Мюнхене, где расположена немецкая штаб-квартира EADS, с визитом будет находиться Владимир Путин. Запланированная беседа с премьер-министром Баварии Эдмундом Штойбером неизбежно коснется перспектив российского участия в европейской авиационной отрасли.
Юрий ШПАКОВ, Берлин