|
|
N°183, 06 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квадратный метр риска
«Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет». Этой мудрой песне уже больше тридцати лет. Но нормальные люди устроены так, что, несмотря на потенциальные неприятности, от друзей не отказываются -- ни от четвероногих, ни от двуногих.
Не отказываются россияне и от такого обременения, как собственность на имущество. Кому-то дом и автомашина нужны для личного комфорта. А кто-то в управлении своей собственностью как бизнесом находит способ самореализации, смысл жизни. А бизнес и связанная с ним частная собственность -- это не просто работа. Это не служба. Это самоутверждение личности. Дело тяжелое, и главная нагрузка -- держать удар и нести риски.
Если ты покупаешь квартиру, чтобы сдавать эту собственность в аренду, то надо будет оплатить кредит (если он взят на покупку квартиры), налоги. Надо управлять собственностью так, чтобы осталась еще какая-то сумма личного дохода. Это коммерческий риск. Его надо уметь рассчитать, оценить и принять решение. Т.е. покупать квартиру или оставить деньги на счете в банке.
Но есть и другие риски, если деньги тобою вложены в строительство квартиры. И неважно -- для перепродажи ее, для сдачи в аренду или просто чтобы жить самому с семьей. В жизни бывает, что дом не строится, застройщик не возвращает ни денег, ни имущества. Суд не принимает исков к мошенникам, поскольку нет таких нужных статей закона. Вот это уже страновой или политический риск.
Речь идет о риске, рожденном той юридической, экономической и политической системой, какая сложилась в России. Это означает, что мы сами как избиратели проголосовали за таких депутатов Государственной думы, за такие политические партии, которые не считают вопрос защиты частной собственности важным и первоочередным. Законодатели в Госдуме заняты чем угодно, но только не защитой прав человека на его, человека, имущество. Почему так?
По какой причине суды считают возможным выносить приговоры за взятки либо по указанию какого-либо административного начальства? Будет ли приговор строго отвечать закону, не так уж для карьеры судьи важно. Почему так?
Да и само это начальство, верхушка бюрократии, от соблюдения ими или несоблюдения прав частных собственников почти не зависит. Почему бюрократов часто ругают за что угодно, но только не за отсутствие защиты прав собственности или за отказ обеспечить законную защиту собственников?
8 октября состоятся выборы в целом ряде регионов России. Если мы, избиратели, не будем задавать кандидатам вопросы «как будет обеспечена защита прав собственников? что депутат будет для этого делать?», то мы и не получим никогда никакого ответа.
Начальство убеждено сегодня, что широкой массе народа нравятся как раз нападки на частную собственность, а не ее защита. Пока в качестве избирателей массово в выборах будут в России участвовать только люди, у которых, как говорится, ни кола ни двора, до тех пор власть останется в убеждении, что с имуществом и простых граждан, и предпринимателей можно поступать по собственному произволу. Можно, например, отказываться его оформлять, хотя по закону и положено землю передать в частную собственность. Можно затем ее отобрать и предложить мизерную компенсацию. Как это и попытались сделать в Южном Бутове в городе Москве.
Недавно мои знакомые задали вопрос, поставивший меня в тупик. «Мы, -- сказали они, -- покупаем трехкомнатную квартиру по цене 54 тыс. руб. за квадратный метр. Берем кредит. А не может ли городская или федеральная власть в порядке «заботы о простых людях» через пару лет взять и ввести закон, что квадратный метр не может стоить больше, скажем, 34 тыс. руб.? Любая продажа нашей квартиры будет тогда в убыток».
Первый мой ответ был быстрым: конечно не может, это нарушало бы и законы, и саму Конституцию. А потом стал точить «червь сомнения»: а что если в Госдуме соберутся принципиальные противники частной собственности? Вот ведь советская власть в двадцатые годы прошлого века развивала городские жилищные кооперативы, а в тридцатые годы объявила все эти квадратные метры государственной собственностью. Это и есть страновой риск.
«Думайте сами, решайте сами -- иметь или не иметь». А если уж решили собственность иметь, то извольте не полениться пойти на избирательные участки. Не воротите нос от политики, от выборов. Избрать необходимо таких политиков, которые гарантируют нам всем важные для нас, частных собственников, права. Надо нам, россиянам, самим научиться «снимать» наши страновые риски.
Сергей Дубинин