Время новостей
     N°183, 06 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2006
Ужас и величие гламура
«Дьявол носит Prada» на московских экранах
Юная журналистка Лорен Вайсбергер приезжает в Нью-Йорк с мечтой писать в The New Yorker, но, оказывается, чтобы попасть в эту библию интеллектуалов, надо год проработать персональным ассистентом у главного редактора библии модников -- американского Vogue -- Анны Винтур.

Сезон 1999--2000, проведенный в режиме mission: impossible, -- и Лорен добилась гораздо большего, чем место штатного автора в любимом «Нью-Йоркере». Книга о мире глянца -- бессмысленном и беспощадном -- сделала журналистку богатой и знаменитой, почти такой же, как ее демоническая начальница. В романе «Дьявол носит Prada» Лорен зовут Андреа, Винтур скрыта под именем Миранды Пристли, издательский дом Conde Nast переименован в Elias-Clark, а Vogue -- в Runway («Подиум»). Но когда роман этот, литературный дебют 26-летней выпускницы колледжа искусств и наук Корнельского университета, возглавил списки бестселлеров, читатели хорошо понимали, что перед ними не фикшн, а чистой воды мемуар.

Без малого год Андреа продержалась на своей должности -- бегала в Starbacks за латте, который был обязан не остывать, заказывала по особому рецепту приготовленные бифштексы, которые тут же летели в мусорную корзину, догадывалась, в какую именно из многочисленных химчисток Нью-Йорка горничная Миранды отнесла ее плащ, с какой парковки надо забрать ее машину и что означает загадочная фраза начальницы «Мне нужна юбка». Удивлялась, зачем весь день редакторы и дизайнеры «Подиума» работают над макетом, если ночью Миранда перекраивает его по-своему и утром приходится все начинать заново. Недоумевала, каким образом эта самодурка могла завоевать такой авторитет в издательском мире Америки, что ее рекомендация открывает двери куда угодно. И тем не менее очень хотела добиться рекомендации, ради этого отдаляясь от семьи, друзей и всего, что когда-то считала важным. Но -- сорвалась. Получив очередное идиотское и уж совсем невыполнимое задание, подала заявление об уходе, вернулась в родной город и села писать книгу обо всем, что увидела: о доведенном до абсурда эгоцентризме, иррациональности и полном пренебрежении понятием «человеческое» во вселенной гламура.

Через три года книгу экранизировали.

За кулисы американского «Вог» камера уже заглядывала -- вместе с героиней «Секса в большом городе» Кэри Брэдшоу. Снимать «Дьявол носит Prada» поручили одному из режиссеров «Секса» Дэвиду Франклину. Узнав о готовящейся экранизации, Винтур категорически запретила всем персонажам мира моды, сотрудничающим с Vogue, появляться в фильме. (Камео разного рода знаменитостей -- визитная карточка Sex&City, и логично было предположить, что в «Праде» режиссер захочет пойти по тому же пути.) Посмотрев фильм, Винтур должна была сильно в своем решении раскаяться. Волшебный мир кино, как известно, может многое: останавливать пули, превращать кока-колу в пепси-колу, в данном же случае злую сатиру на мир глянца подменить гимном всему, что блестит.

Не зная предыстории, новую картину легко принять за попытку очередного ремейка «Сабрины». Недаром играющая Андреа восходящая звезда американского кино Анн Хатвэй («Дневники принцессы») слегка похожа на Одри Хэпберн, а стилисты фильма это сходство стараются подчеркнуть. В «Сабрине», как помним, милая, неотесанная, а потому неудачливая провинциалка, попав на стажировку в Vogue, понимает, что значит стиль, преображается внешне и начинает с легкостью добиваться всего, что ранее казалось ей недоступным. В киноверсии «Дьявола» Андреа не просто научилась пользоваться знаменитой гардеробной «Вога» (лучшие дизайнеры мира дарят журналу свою одежду) и рекомендациями отдела красоты -- все это она проделала, чтобы Миранда наконец остановила на ней свой благосклонный взгляд и перестала делать вид, что не помнит, как зовут новую ассистентку.

Миранду Пристли играет Мэрил Стрип, которой уже прочат за эту роль очередную номинацию на «Оскара». В ее трактовке героиня отнюдь не «дьявол», а дьявольски умная, проницательна и очень уставшая от того, что не видит в окружении равных себе партнеров, женщина. Она учит Андреа тому, что свежесть юности может померкнуть перед элегантностью зрелых лет, что «стиль» не пустое слово, а вот понятия, казавшиеся юной героине существенными (верность, честность, дружба, любовь), в мире, где цель -- успех, стоят не так уж много.

Уход экранной героини из «Подиума» кажется чистой условностью -- простым перемещением в пространстве сделку с дьяволом, как известно, не разорвать. Профессионально сделанный фильм уничтожил книгу.

По этому поводу можно вслед за продвинутыми культурологами пуститься в рассуждения о том, что гламур давно превратился из категории Lifestyle в не чуждую тоталитаризма идеологию, которая пусть и не уничтожает своих противников физически, но отказывает им в праве на социальную полноценность. И это будут совершенно справедливые рассуждения.

Но можно предположить, что авторами фильма двигали весьма гуманные побуждения. Страшно себе представить, что случится, если все равнодушные к моде девушки кинутся писать книги, а вот «послание» о том, что стоит подбирать со вкусом одежду, умело подкрашиваться и пытаться не приносить свою карьеру в жертву придурковатому парню, который учится на повара, наверняка будет услышано и вряд ли пойдет во вред.

Анна Винтур побывала в Нью-Йорке на закрытой премьере фильма и аплодировала вместе со всеми.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино