|
|
N°182, 05 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стратегический полет
Иностранцы попадут в российский авиапром через руки президента
Государственная дума вчера во втором чтении приняла поправки к закону, ограничивающему участие иностранцев в российских авиастроительных предприятиях. Поправки наделяют президента России полномочиями разрешать (или не разрешать) в каждом случае конкретно существенные зарубежные инвестиции в отечественный авиапром. По регламенту Думы, законопроект должен пройти еще два чтения. Однако после второго чтения проекты уже не подвергаются принципиальной правке. Поэтому «президентский» порядок регулирования международно-интеграционной деятельности в российском авиастроении можно считать практически состоявшимся.
Законопроект о внесении изменения в статью 12 федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" предложил на рассмотрение коллег член комитета Госдумы по промышленности Мартин Шаккум. За предложение высказались 350 депутатов (всего в Госдуме 450 народных избранников).
В нынешней редакции статья 12 закона «О госрегулировании развития авиации», вступившего в силу в январе 1998 года, гласит: «Создание на территории Российской Федерации авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем 25% уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в органы управления такой организации лица являются гражданами Российской Федерации». Поправка заключается в том, что к формулировке «менее чем 25%» теперь добавлено: «или по решению президента РФ». Кроме того, президент страны получает право разрешать вхождение иностранных граждан в руководство авиационной фирмы. Ни старая, ни новая редакции не делают различий между предприятиями по форме собственности. То есть президентский разрешительный режим в равной мере распространяется на контролируемые государством и частные компании.
«Я считаю, что законопроект принимается ради ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации. -- Ред.)», -- сказал вчера «Времени новостей» депутат Госдумы Александр Лебедев. ОАК, юридическая регистрация которой, по одобренному правительством плану, должна состояться в этом году, призвана объединить все основные авиастроительные активы России, государственные и частные. В том числе ОАО «Корпорация «Иркут», 10% акций которой принадлежат европейскому холдингу EADS. «Надо показать EADS, что ее акции «Иркута» могут быть беспрепятственно конвертированы в акции ОАК и что в будущем она может рассчитывать на увеличение своей доли в объединенной корпорации», -- так г-н Лебедев представляет себе смысл обсуждаемых в Думе поправок.
В некоммерческом партнерстве ОАК, исполняющем роль координационного центра по организации одноименной корпорации, собеседник, пожелавший сохранить анонимность, положительно оценил поправки к закону, отметив, что «создают механизм по привлечению иностранных инвестиций при сохранении стратегического контроля над отраслью как таковой в руках государства». «Впрочем, мы готовы работать в любом режиме, который установит правительство», -- отметил источник в ОАК.
Михаил КУКУШКИН