|
|
N°206, 09 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закрыли город
«Норильский никель» хочет сократить население Норильска вдвое
С 25 ноября ограничен въезд иностранцев на территорию Норильского промышленного района. 30 октября премьер-министр России Михаил Касьянов подписал постановление о включении Таймырского автономного округа и Крайнего Севера Красноярского края в список территорий «с регламентированным посещением для иностранных граждан». Однако при этом оговорено, что города Игарка и Дудинка, а также река Енисей остаются открытыми для иностранцев.
Фактически полузакрытый статус получила территория, которую контролирует «Норильский никель», -- собственно город и окружающие его районы. Вообще-то Норильск был закрытым городом со дня своего основания. Строили его заключенные. «Норильлаг» был одним из самых страшных островов ГУЛАГА. Город построен в прямом смысле этого слова на костях. Немудрено, что чужих сюда не пускали. А потом в Норильске начали добывать медь, никель, кобальт, золото, платину, палладий, серебро и другие не менее ценные металлы. Даже безупречный гражданин СССР мог попасть сюда только после тщательной проверки службой госбезопасности. У трапа самолета всех гостей встречали пограничники -- проверяли паспорта.
Норильск открыли чуть больше 10 лет назад. Около года тому назад в городе прошел референдум, на котором подавляющее большинство жителей проголосовало за возвращение Норильску статуса закрытой территории. Местная администрация при поддержке губернатора Александра Лебедя и руководства горно-металлургической компании начала «пробивать» нужное решение в правительстве. Эта работа увенчалась успехом. С 25 ноября все иностранцы, включая граждан СНГ, решившие съездить в Норильск в гости или же поискать работу, обязаны сообщить о своих намерениях Федеральной службе безопасности. В течение двух недель сотрудники ФСБ должны принять решение о желательности присутствия того или иного гражданина в Норильском промышленном районе. Исключение сделано только для жителей Белоруссии.
Все расходы по финансированию мероприятий, связанных с ограничением въезда на территорию, взяла на себя администрация города. Мэр Норильска Олег Бударгин полностью поддерживает это решение правительства России: «Ежегодно в наш заполярный город приезжает более 6 тысяч человек. На работу им устроиться трудно, жизнь у нас дорогая. В итоге растет преступность, процветает наркомания. По количеству ВИЧ-инфицированных мы уже вышли на второе место в Красноярском крае. Безусловно, эти проблемы создают не только приезжие, но с коренными норильчанами все-таки договорится проще», -- заявил мэр Норильска.
Руководство горно-металлургической компании, как и местные власти, лоббировало в правительстве решение об ограничении въезда. У «Норильского никеля» свой интерес к закрытию города -- экономический. Предприятие содержит за счет собственных средств практически весь Норильск, при этом только жилищно-коммунальная сфера обходится «Норникелю» почти в миллиард рублей ежегодно. Логика простая: чем меньше будет в промышленном районе людей, не связанных с «Норникелем», тем меньше затраты на социальные нужды.
Исходя из этой логики в «Норильском никеле» разработали программы по переселению пенсионеров и безработных в более благоприятные для жизни районы. В компанию практически не берут специалистов со стороны. Безусловным приоритетом при приеме на работу пользуются дети норильчан. Однако население города не только не сокращается, но даже растет. Сейчас в Норильском промышленном районе живет более 180 тысяч человек. По словам же Джонсона Хагажеева, заместителя председателя правления компании, оптимальная численность населения -- не больше 90 тыс. По его мнению, этого достаточно для нормальной работы предприятий «Норильского никеля» и обслуживания городского хозяйства.
Александр МАКАРОВ, Красноярск