|
|
N°182, 05 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Краткий курс» гастарбайтера
В России хотят организовать обучение низкоквалифицированных мигрантов
Перед тем как получить в руки лопату или лом, гастарбайтер должен будет узнать, как по-русски правильно называется его рабочий инструмент. Ассоциация строителей России (АСР) и Московский государственный строительный университет (МГСУ) выступили с совместной инициативой, предложив разработать программу курсов для мигрантов, привлекаемых в сферу строительства, дабы заблаговременно помочь приезжим в получении элементарных профессиональных навыков и в целом облегчить процесс адаптации в России.
Всего в России, по разным оценкам, на которые ссылается и Федеральная миграционная служба, живет и работает от 5 до 15 млн нелегальных мигрантов, примерно 80% из них -- это граждане бывших республик СНГ. Они заняты в разных отраслях, но, к примеру, в Москве по числу занятых гастарбайтеров второе место после рынков занимает строительная отрасль. На стройках трудится почти 40% мигрантов, в основном чернорабочими. Нелегальные строители бесправны. И неквалифицированны, в силу чего создают работодателю множество проблем: они ломают технику, их ошибки становятся причинами несчастных случаев, их нужно постоянно контролировать и давать подробнейшие указания.
Проблемы профессиональной адаптации мигрантов в строительной отрасли обсуждались на межотраслевом совещании в АСР. Как отметили участники, самая главная из этих проблем -- «низкий уровень профессиональной и языковой подготовки приезжающих строителей». «Если раньше мы уповали на то, что к нам поедут квалифицированные строители, прорабы, бригадиры, проектировщики, архитекторы, то сегодня эти надежды не оправдались: на самом деле прибывают не специалисты, прибывают люди «от сохи», -- рассказал «Времени новостей» директор департамента науки и подготовки кадров АСР Владимир Швец.
По его словам, в Россию сегодня уже не едут на заработки граждане Казахстана и Украины, поскольку «там у них сейчас собственный строительный бум». Нишу заполняют мигранты из Киргизии, Таджикистана и отчасти Молдавии. «Более того, в среднеазиатских республиках созданы госкомитеты, министерства по проблемам миграции, что является у них частью государственной политики, -- говорит г-н Швец. -- Только в Таджикистане для решения проблемы безработицы необходимо создать 1 млн рабочих мест, в Киргизстане -- почти 500 тыс. Но в этих странах такой возможности нет, и они заинтересованы в том, чтобы их граждане уезжали на заработки».
Мигранты из этих государств приезжают в Россию, не зная ни языка, ни азов профессии. «И получается -- то бытовка сгорела, то еще что-то случилось. И если рабочие из Молдавии хотя бы владеют русским языком, то для их коллег из азиатских республик нужен переводчик, чтобы попросить подать молоток или принести лопату», -- объясняет проблему представитель АСР.
В ассоциации полагают, что «краткий курс» для неквалифицированного строителя-мигранта мог бы состоять из нескольких необходимых разделов, а учеба должна продолжаться как минимум неделю. «Мы считаем, что программа должна включать азы русского языка и строительной терминологии, -- пояснил Владимир Швец. -- Мы также должны дать основные сведения о нашей стране, об обычаях нашего народа. Необходимы азы правовой подготовки. Потому что часто трудовой договор с гастарбайтерами не заключают, устанавливают 10--12-часовой рабочий день, без выходных. Кроме того, мы должны обеспечить мигрантам специальную подготовку по технике безопасности, потому что строительное производство связано с факторами риска».
Платить за учебу гастарбайтеров должны, как считают в АСР, работодатели. По мнению г-на Швеца, эти деньги будут потрачены не зря: «Работодатель платит за разрешение на работу, несет другие расходы, и в его интересах, чтобы мигрант, на которого он и так потратился, трудился эффективно».
Краткосрочная «школа адаптации» касается самых неквалифицированных рабочих, которые оторвались от семьи и потянулись в Россию вслед за родственником или соседом в поисках лучшей доли. Однако у АСР имеются и более серьезные предложения в отношении тех, кто регулярно приезжает в нашу страну на заработки в течение многих лет. Речь идет фактически о средней профессиональной подготовке. «Работодатель, наблюдая за постоянными рабочими, может выделить потенциальных бригадиров, мастеров. Ведь даже если четыре человека работают вместе, кто-то из них должен оставаться за старшего: постоянно наблюдать за выработкой, соблюдением качества работы и мер безопасности в этом маленьком производственном коллективе. Поэтому работодатели будут вынуждены опираться на этих мигрантов, а для того, чтобы они квалифицированно выполняли свою работу, за их подготовку придется заплатить, -- говорит г-н Швец. -- Тем более это не так уж и дорого. Полный цикл обучения в строительном техникуме стоит 15--20 тыс. руб. в год. А краткосрочные программы по подготовке квалифицированных мастеров или бригадиров и того дешевле».
По мнению собеседника «Времени новостей», российским строительным компаниям стоило бы подумать и о том, что подготовку квалифицированных специалистов среднего и старшего звена можно проводить на родине мигрантов. «У нас осталась сеть техникумов и ПТУ в бывших советских республиках, остались программы, и мы можем заранее делать заказ на подготовку специалистов под наши стройки», -- считают в АСР. Однако для реализации таких программ желания строительного сообщества недостаточно. В этом процессе должно участвовать и государство.
Ирина БЕЛАШЕВА