|
|
N°181, 04 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Где-то на белом свете...
Российский кинофорум «Амурская осень» прошел в четвертый раз
Фестиваль «Амурская осень» известен своими связями с Китаем -- его участники, помимо Приамурья, посещают Харбин, а иногда и Пекин. В этом году, объявленном годом России в Китае, значение кинофорума, естественно, возросло. К тому же нынешней осенью отметили 150-летие города Благовещенска, где проходит основная программа фестиваля -- очень насыщенная и обильная. Состоит она не только из конкурса свежих российских фильмов, показываемых во всех кинотеатрах города, но и из несколько неожиданного и в своем роде уникального конкурса антрепризных спектаклей -- хитрый ход организаторов фестиваля. Публика города, таким образом, имеет возможность разом увидеть почти все то, что приготовлено в Москве специально для простых и радушных зрителей, а актеры, среди которых много весьма известных и популярных, охотно едут в Благовещенск, где могут получить оценку профессионального театрального жюри и статус участника фестивального конкурса, что для антрепризы, игнорируемой театральными фестивалями и премиями, весьма лестно. Кстати, в этом году в Благовещенск, правда вне конкурса, приехал и театр Николая Коляды -- порадовать своими постановками наиболее радикальных и продвинутых зрителей. Но и это еще не все. Количество внеконкурсных показов, концертов, художественных и фотовыставок столь велико, что при всем желании попасть на все невозможно.
Открытие проходило на стадионе Благовещенска, где уместилось около 4,5 тыс. зрителей. Президент кинофорума Сергей Новожилов, как обычно, блистал фирменной скороговоркой, отменно отчетливо произнося имена-фамилии-отчества актеров-чиновников-спонсоров. Зрители аплодировали актерам Анатолию Кузнецову под кадры из фильма «Белое солнце пустыни» и Наталье Варлей, спевшей известную песенку про белых медведей из «Кавказской пленницы». Ну и непременным выступлениям детских танцевальных коллективов и роскошному фейерверку, который был виден, наверное, и на другом берегу Амура, в Китае.
На следующий день начались просмотры конкурсных фильмов и антрепризных спектаклей во всех кинотеатрах и домах культуры города. Актеры выезжали в пригороды с концертами, успевая за один день побывать в нескольких местах.
На третий день случилось несчастье. Возвращаясь с концерта в поселке Раздольное, погиб актер Алексей Локтев. Машина, в которой он находился вместе с Сергеем Новожиловым и еще двумя администраторами фестиваля, попала в ДТП. Новожилов с переломом ребер и травмой головы, был доставлен в больницу, и уже оттуда сообщил о принятом решении все-таки продолжать фестиваль. Понятно, что настроение и общий тон мероприятий с этого момента решительно изменился.
В Благовещенске прошло прощание с Алексеем Локтевым. И состоялся концерт, средства от которого были переданы семье погибшего. Алексею Локтеву было 66 лет. Зрители помнят его молодым -- по главным ролям в фильмах «Я шагаю по Москве» и «Прощайте, голуби». В последнее время актер писал книги и жил в деревне. А на своем последнем концерте читал стихи Есенина и Сорокоуст. За день до закрытия фестиваля прошел вечер, посвященный его памяти.
Память о прошлом советского кино -- едва ли не главная составляющая «Амурской осени». За время фестиваля было открыто два памятника двум местным уроженцам -- актеру, режиссеру, сценаристу Валерию Приемыхову и режиссеру Леониду Гайдаю (в городе Свободный, куда отправилась большая делегация актеров, вдова Гайдая Нина Гребешкова и его внучка Ольга).
После недели в Благовещенске весь фестиваль двинулся в Китай. На пароме через Амур переехали в китайский город Хейхе, а вечером уже в Харбин, где тоже прошли концерты и встречи. Фестиваль взял на себя помощь в содержании Покровского Русского кладбища в Харбине. Прежде заброшенное, теперь оно выглядит ухоженным.
В Пекин отправились уже не все участники, но те, кто вместе с Сергеем Новожиловым был приглашен в эту поездку, посетили Русский бал в российском посольстве, дворец императора и Великую Китайскую стену. По возвращении их в Благовещенск состоялось закрытие фестиваля.
Жюри киноконкурса под председательством киноведа Кирилла Разлогова главный приз отдало «Живому» Александра Велединского, актерский ансамбль этого фильма получил и награду в номинации «лучшая мужская роль». Дебютантку Екатерину Шагову выделили как лучшего режиссера (за фильм «Собака Павлова», исполнительница главной роли в котором -- Екатерина Людова -- удостоилась приза за лучшую женскую роль).
Театральное жюри, возглавляемое Львом Дуровым, отсмотрев двенадцать спектаклей, лучшим признало «Трамвай «Желание», поставленный Александром Марииным в московском театре «Империя звезд». А лучшим режиссером стал молодой постановщик Константин Богомолов -- за спектакль «Приворотное зелье».
Надежда РЕПИНА, Благовещенск--Москва