|
|
N°181, 04 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Как бы помолвка»
Российско-казахстанское газовое соглашение нуждается в доработке
Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев вчера демонстрировали крепость соседских уз. Главы государств приехали в столицу Западно-Казахстанской области город Уральск, чтобы принять участие в Форуме приграничных регионов. Последовавшие затем переговоры президентов принесли два важных соглашения, с географической точки зрения приграничного характера, а с политической -- имеющих международный масштаб. Ведь в последнее время именно такой масштаб приобретает все, что касается природного газа и атомной энергетики.
Владимир Путин на пресс-конференции после переговоров сообщил о решении коллеги присоединиться к инициативе Кремля «по созданию на территории России Международного центра по оказанию услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана». Как известно, «Росатом» уже приступил к созданию такого центра в Ангарске. Владимир Путин подчеркнул, что «речь идет о возможности предоставлять другим странам право на недискриминационный доступ к ядерной энергии, при этом будет сохраняться режим нераспространения». Казахстан не имеет собственной атомной энергетики, зато обладает крупными запасами урана. По словам источника «Времени новостей» в руководстве атомной отрасли, сотрудничество будет построено, по сути, по схеме толлинга: Казахстан будет передавать центру в Ангарске уран для обогащения, а затем продавать на международном рынке уже обогащенное, то есть более дорогое, топливо для АЭС; расплачиваться за услуги по обогащению в свою очередь Астана будет тем же ураном. Замглавы «Росатома» Николай Спасский сказал вчера, что помимо Казахстана заинтересованность в участии в проекте высказывают также ряд других государств: «Идут консультации и переговоры со странами как желающими получить услуги по обогащению урана, так и уже имеющими соответствующие технологии, но которые хотели бы участвовать в работе будущего центра, исходя из коммерческих интересов».
Между тем, основной вопрос -- подписание пакета договоренностей по закупке, переработке и реализации газа с Карчаганакского месторождения -- так и остался недорешенным.
В Москве и Астане долго готовились к заключению многоходовой сделки, в результате которой Казахстан бы получил возможность переработки своего газа и гарантии его сбыта, а Россия загрузила бы мощности Оренбургского газоперерабатывающего завода и получила бы дополнительный транзитный поток газа (см. «Время новостей» от 25 сентября).
Вчера в присутствии глав государств министры энергетики двух стран Виктор Христенко и Бактыкожа Измухамбетов от имени своих правительств подписали соглашение о создании совместного предприятия по переработке газа с Карачаганакского месторождения. Сразу после этого Нурсултан Назарбаев наградил главу «Газпрома» Алексея Миллера орденом Достык (Дружбы) второй степени за вклад в развитие двустороннего сотрудничества.
Карачаганакское месторождение, расположенное в Западно-Казахстанской области -- одно из богатейших в мире. Запасы нефти на нем составляют 1,2 млрд тонн, газа -- 1,35 трлн кубометров. Разработку месторождения осуществляет международный консорциум Karachaganak Petroleum Operating (British Gas -- 32,5%, ENI -- 32,5%, Chevron -- 20%, ЛУКОЙЛ -- 15%).
Однако, как выяснилось, контрактная база для соглашения реализации, несмотря на высочайшую политическую волю, не готова. Г-н Христенко, которого цитирует Интерфакс, пояснил журналистам, что подписанный документ лишь «фиксирует право «Газпрома» и «Казмунайгаза» на создание совместного предприятия». И у компаний есть время до конца года подготовить и окончательно подписать весь пакет долгосрочных контрактов. «Я надеюсь, что вообще до конца этого года вся эта как бы помолвка перейдет в разряд свадьбы», -- подытожил министр. Чтобы надежды г-на Христенко оправдались, «Газпрому» и «Казмунайгазу» нужно договориться об условиях закупки 15 млрд кубометров газа у международного консорциума Karachaganak Petroleum Operating и между собой о схеме реализации переработанного на Оренбургском ГПЗ сырья.
Президенты двух стран комментировали событие скупо. «Это серьезное соглашение, которое включает Казахстан и Россию в решение энергетических проблем основных партнеров, в том числе в Западной Европе», -- сказал г-н Путин, выступая на Форуме приграничных регионов. «Мы подошли к третьему этапу развития Карачаганского месторождения, подошли к переработке газа для продажи, -- поддержал его г-н Назарбаев. -- Россия и Казахстан будут являться соуправляющими и совладельцами». По его словам, «решен вопрос цены на газ, который будет продаваться с этого месторождения», однако конкретную цифру называть не стал. Но гордо сообщил, что, перерабатывая карачаганакский газ в Оренбурге, Казахстан экономит 2 млрд. долл., которые пришлось бы вложить в строительство собственного завода.
Совет директоров «Газпрома» 27 сентября одобрил возможность создания российско-казахстанского СП на базе Оренбургского ГПЗ. В результате многоходовой операции российский и казахский госконцерны станут совладельцами (50 на 50) ЗАО «Росказпереработка». Причем «Газпром» внесет в нее активы Оренбургского ГПЗ, а «Казмунайгаз» выкупит 50% акций за 9,65 млрд рублей.
Вчерашнее межправительственное соглашение, в котором, по словам г-на Христенко, есть всего одна цифра (15 млрд кубометров карачаганакского газа для переработки на мощностях СП), позволяет российскому монополисту вывести завод из Единой системы газоснабжения (по российскому закону она является единой и неделимой, но межгосударственные акты имеют приоритет). Переговорный процесс с консорциумом, который должен гарантировать продажу 15 млрд кубометров газа и четкие сроки выхода на этот объем, стороны не комментируют.
Однако, по сути, ни у KPO, ни у «Газпрома», ни у «Казмунайгаза» нет реальной альтернативы предложенной схеме. Изначально мощности Оренбургского ГПЗ строились под Карачаганакское месторождение. При этом экспорт газа из Казахстана возможен только в сторону России (то есть, даже построив собственный перерабатывающий завод, КРО не смог бы продавать свой газ без согласия «Газпрома»). С другой стороны, казахские власти, которые не имеют доли в месторождении, заинтересованы в совместной с «Газпромом» закупке газа с «Карачаганака» и его продаже в привязке к ценам на рынках Западной Европы.
Сейчас, по сути, примерно так и происходит. СП «Газпрома» и «Казмунайгаза» закупает у KPO 7--8 млрд кубометров газа по 16 долл. за тыс кубометров, перерабатывает на условиях процессинга на ОГПЗ и затем реализует «Газэкспорту» и аффилированным структурам (например, ZMB или RosUkrEnergo) по ценам от 40 до 60 долл. за тыс кубометров. Но контракты с условиями заключаются ежегодно, что невозможно в случае создания СП, поскольку для инвестиций в реконструкцию завода и строительство новых газопроводов необходимы жесткие гарантии поставок, то есть долгосрочные контракты, которых пока нет.
Алексей ГРИВАЧ