|
|
N°182, 05 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Топливный суверенитет
Ингушетия пытается создать независимый от федерального центра нефтекомплекс
В Ингушетии воодушевлены итогами 5-го Международного экономического форума «Кубань-2006», прошедшего неделю назад в Сочи. Как уже писала газета «Время новостей», на форуме были представлены все субъекты Южного федерального округа, а заодно и непризнанные республики в составе Грузии -- Абхазия и Южная Осетия. Ингушетия впервые приняла участие в мероприятии и добилась личного одобрения президента страны Владимира Путина: по словам республиканского министра экономики Руслана Измайлова, глава государства похвалил власти Ингушетии за то, что они занимаются «живым производством», и это как раз «то, что нужно для формирования благоприятного инвестиционного климата и создания рабочих мест».
Ингушетия представила в Сочи десять инвестиционных проектов. Президенту Путину показали стенды стройиндустрии, сельского хозяйства и даже телевизионные приставки-декодеры, которые собирают в Назрани. Но главная надежда ингушского правительства -- преобразование нефтекомплекса, которое способно на ближайшие годы обеспечить республике устойчивый рост благосостояния. При этом руководство Ингушетии рассчитывает привлечь инвестиции в нефтедобычу и нефтепереработку, оставив за собой 100% акций ОАО «Ингушнефтегазпрома».
Если эта идея будет реализована, Ингушетия станет наглядным примером для соседней Чечни, власти которой уже много лет безуспешно добиваются перераспределения в свою пользу акций ОАО «Грознефтегаз», являющегося дочерним предприятием компании «Роснефть» и монополизировавшего всю легальную нефтедобычу. Чеченское правительство хотело бы добиться не только перераспределения акций, но и строительства нефтеперерабатывающего завода -- взамен тех, что существовали в Грозном до войны. Однако перспективы появления нового нефтеперерабатывающего завода в Грозном пока туманны: в 80-е годы прошлого века Чечено-Ингушетия перерабатывала около 20 млн тонн нефти в год при добыче около 4 млн. Сейчас в Чечне добывается около 2 млн тонн нефти в год. Структура поставок с тех пор изменилась, а специалисты по запасам чеченской нефти полагают, что восстановление нефтепереработки в Грозном может просто не окупиться.
Зато ингушское правительство настроено довольно оптимистично. В Сочи президент Ингушетии Мурат Зязиков и министр экономики Руслан Измайлов представили проект строительства нового нефтеперерабатывающего комплекса на территории уже имеющегося Вознесеновского газоперерабатывающего завода. Новый НПЗ сможет переработать 300 тыс. тонн нефти и до 100 млн кубометров попутного и технологического газа в год. По оценке ингушских экспертов, необходимый объем инвестиций составляет 1 млрд рублей.
Сейчас объем добычи «Ингушнефтегазпрома» составляет около 123 тыс. тонн нефти в год. Это меньше, чем в начале 90-х годов, однако после существенного спада в конце 90-х -- начале 2000-х годов в отрасли стал наблюдаться медленный рост -- до 3,5% в год. Действующее правительство Ингушетии в 2005 году начало полный аудит нефтекомплекса, часть объектов которого, по словам премьер-министра республики Ибрагима Мальсагова, «не имела вообще никакой документации с 1967 года». За десять лет -- с момента создания Республики Ингушетия до 2002 года в компании сменилось два десятка директоров, однако ни одному из них не удалось преодолеть спада производства и колоссальных хищений нефтепродуктов.
Стоимость активов компании в 2002 году составляла, по словам действующего премьера, 691 млн руб., она готовилась к банкротству и последующей приватизации. Но после избрания президентом республики Мурата Зязикова власти объявили о своем принципиальном намерении сохранить в республиканской собственности «единственную бюджетообразующую отрасль». Премьер Мальсагов полагает, что после окончательного завершения аудита стоимость «Ингушнефтегазпрома» достигнет 9 млрд руб., а добычу удастся серьезно увеличить за счет реставрации действующих и открытия новых скважин.
Правительство Ингушетии хотело бы привлечь средства инвесторов, не отказываясь при этом от 100% акций. По словам премьер-министра, республика готова в крайнем случае заложить часть акций, чтобы привлечь крупный кредит, который сможет вернуть в течение ближайших трех лет. Подобная практика уже существует: в 2003 году «Ингушнефтегазпром» привлек кредит крупного германского нефтетрейдерского концерна в объеме 10 млн долл., который возвращается нефтью и должен быть окончательно погашен к началу 2007 года. С 2005 года существует также контракт с английскими нефтетрейдерами. Европейцев привлекает высокое качество ингушской нефти и возможность ее железнодорожной транспортировки. Специалисты «Ингушнефтегазпрома» рассчитывают на новые контракты на Западе, которые будут заключаться по мере роста добычи.
В конце лета 2006 года в российской печати появились сообщения о намерении «Роснефти» вложить в ингушскую нефтедобычу около 100 млн долл. в обмен на половину акций «Ингушнефтегазпрома». Компания, активно работающая в соседних регионах, официально не комментировала своих переговоров с правительством Ингушетии. Представители правительства в свою очередь утверждают, что открыты для любых предложений при непременном условии сохранения отрасли в полной республиканской собственности. «Ингушнефтегазпром» готов отдавать инвесторам половину того излишка нефти и нефтепродуктов, который должен появиться в результате расширения добычи и создания линии нефтепереработки на Вознесеновском заводе.
Кроме «Роснефти», ингушской нефтью уже заинтересовались и другие московские, а также татарстанские и удмуртские компании. Одна из них, в частности, готова предоставить дорогостоящее оборудование для реставрации нескольких скважин, законсервированных еще в советские времена скважин из-за опасно высокого содержания сероводорода. Специалисты «Ингушнефтегаза» считают, что теперь скважины можно будет расконсервировать без угрозы для экологии региона. По их оценкам, республика уже к 2007 году сможет добывать 140 тыс. тонн нефти в год, а в последствии поднять добычу еще в три-пять раз. Извлекаемые запасы ингушской нефти составляют предположительно около 4,6 млн тонн, остаточные -- около 85 миллионов.
Иван СУХОВ