Время новостей
     N°181, 04 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2006
Анестезия взгляда
Открылся традиционный фотоконкурс столицы
Достойно восхищения то отчаянное упорство, с которым из года в год Московский дом фотографии проводит конкурс «Серебряная камера». В этот раз партнерами смотра стали Sony Cyber-shot, MasterCard, МИАН, Pio Global. Вот уж, кажется, и сюжеты все исчерпаны, и точки экспозиции давно найдены, и имена открыты, и темы разобраны, ан нет -- снова и снова, несмотря на брань пресыщенной прессы, брюзжание профессионального фотосообщества, Дом фотографии «Камеру» на Москву наводит. Это пример подлинного стоицизма: мы согласимся с вами, господа журналисты, -- да, выбирать мало из чего, да, повторы и плагиат застят глаза, но шанс увидеть кадры фотохроники, достойные не пены дней, а великой истории, -- этот шанс мы упустить не можем. И потому испытание «Камерой» вам обеспечено из года в год.

«Серебряная камера» проходит по номинациям «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Принимались фоторепортажи 2004--2006 годов, сделанные как мэтрами, так и начинающими фотографами. Все выставленные в «Большом Манеже» снимки без подписи и зашифрованы. Отбор лучших будет проводиться профессиональным жюри. Но и посетители выставки смогут определить своего лидера, заполнив анкеты с указанием серии и номеров понравившихся фотографий. Подведение итогов конкурса состоится 16 октября в Центре оперного пения Галины Вишневской.

Как и следовало ожидать, уровень конкурса средний. Так что честнее всего не описывать работы, а попытаться определить тот образ столицы, что фиксируется фотовзглядом среднестатистического горожанина с камерой. Этот образ скорее эксцентричен и карнавален, нежели благороден и прост. Приоритет дается вывихнутым ракурсам, маргиналиям скользящего взгляда, трудному из-за цветовых и световых завес зрению. Круг сюжетов: вечеринки, клубная жизнь, маргиналы, уличная толпа, рынки, супермаркеты, промзоны и почему-то много-много-много-много водосточных труб, облепленных объявлениями. Эти объявления становятся своего рода ключом нынешней конкурсной выставки. Большинство фотографов Москву видят глазами приезжих. Сетчатку возбуждают лишь активные наглые раздражители наподобие рекламной объявы о купле-продаже всего на свете. Пантомима уличной жизни фиксируется тоже как-то беспристрастно, анатомически даже. Словно мы бродим по залам экстраваганций Кунсткамеры или в лучшем случае Этнографического музея. Любовь почти нигде не проявлена. Нынешняя Москва любить себя заставить почти не может. Ее реалии можно воспринимать только после анестезии взгляда.

Большая часть портретируемых фотографами -- люди пожилые. Их мудрое, страдающее присутствие уравновешивает запечатленную фантомность повседневности. Именно в их усталых глазах светится память той любимой Москвы, что фотофиксации теперь, увы, почти не поддается.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки