|
|
N°206, 09 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Всемирная музыка» в Сибири
В Новокузнецке выступил Дживан Гаспарян
В Сибири с культурной жизнью дело обстоит, прямо скажем, не очень, так что нынешний фестиваль «Всемирная музыка», собравший исполнителей классической, джазовой и этнической музыки -- событие по тамошним масштабам беспрецедентное. Концепция фестиваля москвичу покажется странной, хотя бы по составу участников: пианисты Наум Штаркман с квартетом имени Глинки, некто Йосиф Эльгисер из Черновцов -- вроде бы пианист, отличный обновленный квартет Игоря Бутмана и -- самое сенсационное -- мировая этнозвезда Дживан Гаспарян. Все действо длилось неделю. Может, и странно, но не забывайте, что цели здесь совсем другие. Во-первых, про прибыль забыли, перестав употреблять этот термин еще на стадии замысла. Денег дало, конечно же, градообразующее предприятие -- Кузнецкий металлургический комбинат. Цель, как ее сформулировал главный джазовый деятель Сибири, хороший пианист и удачливый продюсер Анатолий Берестов, есть культурное воспитание. Причем как взрослых, так и детей, в особенности тех, кто учится в музыкальных школах, -- должны же ведь они что-то слушать! Кроме того, продюсер фестиваля считает, что теперь, когда зарплаты, хоть и небольшие, в городе платятся регулярно, семьи могут уже закладывать в свой бюджет деньги «на культуру». Понятно, что в первый год проведения фестиваля невозможно придумать внятную концепцию, так как «это не Москва -- здесь нет традиций», по словам Анатолия Берестова. Реакция же публики на фестивальные концерты поразительна -- классику слушают, затаив дыхание, джаз -- с веселыми улыбками на лицах, а модную этнику -- чуть ли не со слезами на глазах.
Игоря Бутмана, разбавившего свое выступление джазовыми пародиями на темы «Крестного отца» и «Спокойной ночи, малыши», знают в Новокузнецке давно и хорошо, так что его успех был совершенно предсказуем. Собственно, он и насыщал свою программу попсой, так как уже изучил здешние вкусы. Совершеннейший казус чуть было не случился с Дживаном Гаспаряном. Армянский дудукист, известный на весь мир по своей работе с Питером Гэбриелом и записями на фирме Real World, он оказался практически неизвестен горожанам. Билеты на выступление его ансамбля еле-еле расходились, а размер гонорара Дживана, по словам организаторов, -- на уровне мировой звезды. Впрочем, здесь был допущен некий организационный просчет: в надежде на интерес армянской диаспоры цены на билеты были сильно завышены (в остальные дни они оставались символическими), но соотечественников музыканта это отпугнуло, и в результате они выкупили билетов меньше, чем ожидалось. Тем не менее зал каким-то образом заполнился, и можно с уверенностью сказать, что армянские дудукисты произвели настоящий фурор: никто ничего подобного здесь не слышал и, уж конечно, не ожидал, что армянский фольклор окажется такой внятной и приятной штукой. Мне даже показалось, что кузнецкое выступление Гаспаряна было поинтереснее московского (см. «Время новостей» от 25 мая 2001). Еще выяснилась неожиданная деталь из серии «world music в России»: оказывается, Гаспарян уже выступал в Новокузнецке в 1972 году в составе тогдашнего госансамбля Армении.
Организаторы надеются на то, что фестиваль станет ежегодным, обретет более четкую концепцию, но главное -- «высокое искусство» -- должно остаться. И тогда «через четыре года здесь будет город-сад», как писал про Новокузнецк Маяковский.
Александр БЕЛЯЕВ, Новокузнецк--Москва