Время новостей
     N°181, 04 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2006
Преемственность -- это все, что у нас есть
В Московской консерватории началась юбилейная неделя
В понедельник днем в Малом зале Консерватории в торжественной обстановке читали торжественные речи праздничные гости, а вечером прошел первый концерт из множества запланированных на юбилейную неделю. Публика в Большом зале собралась в основном молодая, не пышная, зато атмосфера, речи и музыкальное содержание отличались особой парадностью, вроде бы совершенно приличествующей случаю.

Первым делом советник президента РФ Юрий Лаптев зачитал приветствие Владимира Путина. Сразу после ведущий вечера непременный Святослав Бэлза обратил внимание аудитории на левую, обычно пустующую ложу: «В зале сегодня царственная чета -- Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, такая пара и должна сидеть в царской ложе!». Публика встала и долго аплодировала.

На первое играли кантату Сергея Ивановича Танеева «Иоанн Дамаскин», что было не только парадно, но и символично: Танеев, родоначальник школы и стиля в русском музыкальном образовании, выпускник Консерватории и золотой медалист, посвятил кантату своему учителю и основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну.

Потом давали Второй фортепианный концерт Рахманинова, что было не только пышно, но и тоже весьма символично. Рахманинов, выпускник Московской консерватории и золотой медалист, посвятил концерт своему учителю и зачинателю русского музыкального образования Танееву.

«Идея преемственности -- главное достояние нашей Консерватории», -- сказал министр культуры и массовых коммуникаций, а в недавнем прошлом профессор Консерватории Александр Соколов. А ректор консерватории, пианист Тигран Алиханов добавил, что ему не хотелось бы рассматривать праздничную консерваторскую неделю как подведение итогов, а хотелось бы видеть Консерваторию в ее нынешнем состоянии идущей вперед.

За нынешнее состояние вуза, проникнутого духом преемственности больше, чем любым другим, отвечали не только выбор сочинений, но и стиль и качество их исполнений. Консерваторские оркестр и хор, ведомые дирижером Владимиром Понькиным, звучали старательно, чутко, хотя и не слишком стройно. В кантате Танеева удалось хорошо показать ее величественный покрой, добродушно соединивший два канона -- мощную западную традицию письма и византийские напевы. В Концерте Рахманинова оркестр совсем уж сильно стушевался и, кроме того, что «при первых звуках становится слышно, как поднимается Россия», ничего другого в этой музыке сообщить не умел.

Между тем и солист -- много играющий выпускник Московской консерватории и лауреат (IV премия) конкурса Чайковского Александр Гиндин с округлым звуком и медлительно-задумчивыми манерами, -- тоже, кажется, ни о чем другом сказать не собирался.

Согласно первоначальному плану на месте солиста этим вечером должен был сидеть победитель конкурса Чайковского и выпускник Консерватории Денис Мацуев, что, безусловно, придало бы идее преемственности в концертном выражении много яркого блеска, заносчивости и силы. Но этот обаятельный герой нашего музыкального времени на праздник не успел, и замена оказалась показательной. Все ноты были сыграны, глубокая приподнятость отличала звучание рахманиновского концерта, и более ничего.

При таком нынешнем состоянии Консерватории, Алиханов прав, необходимо, конечно, идти вперед. Тем более что кроме идеи преемственности в главном музыкальном вузе страны еще есть и блестящие профессора, и сильные музыкальные идеи.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка