Время новостей
     N°180, 03 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2006
Лидерские амбиции
"Единой России" не нужен ни партийный президент, ни партийный премьер
Партия «Единая Россия» вчера обнародовала долгожданный проект программы, с которой пойдет на выборы в Госдуму в 2007 году. Документ должен быть окончательно одобрен на съезде партии в Екатеринбурге 2 декабря, а до этого времени он пройдет обсуждение в регионах. Программа, получившая название «Россия, которую мы выбираем», предлагает стратегию развития страны как минимум на 10 лет -- видимо, на этот период единороссы твердо уверены в своих перспективах.

Подготовкой программы занимались пять рабочих групп. Особо ответственная миссия досталась заместителю секретаря президиума генсовета партии Олегу Морозову, который сводил все пять вариантов воедино.

Представляя проект программы, лидер «Единой России», спикер Госдумы Борис Грызлов, сделал вчера сенсационное заявление: партия больше не настаивает на том, чтобы президент России был партийным, а также на выдвижении своего кандидата на пост председателя правительства. «Вопрос о том, что партия, победившая на выборах в Госдуму, должна получить пост премьер-министра, мы не ставим. Это -- прерогатива президента», -- сказал спикер. А вопрос о партийности президента, по его словам, при подготовке программы вообще не рассматривался.

После длительной внутрипартийной дискуссии стержнем программы стал тезис о «суверенной демократии», введенный в российский политический лексикон заместителем главы президентской администрации Владиславом Сурковым. Хотя этот термин критиковал первый вице-премьер Дмитрий Медведев (также не в восторге от этого понятия были такие видные единороссы, как мэр Москвы Юрий Лужков, президент Татарии Минтимер Шаймиев и глава МЧС Сергей Шойгу), однако в итоге сурковский тезис все же был принят за основу. «Мы строим государство суверенной демократии, -- сказал вчера Борис Грызлов. -- Если мы говорим о либеральной демократии, это понятие включает определенный узкий круг лиц в государстве, который отгорожен от большинства, и это большинство работает на узкий круг лиц. Для России такое устройство неприемлемо». В проекте программы "ЕР" понятие "суверенная демократия" расшифровывается как «право России на собственное видение путей своего развития как суверенного демократического государства, имеющего конкурентоспособную рыночную экономику и эффективную социальную политику» В экономической части программы партия предлагает ввести стратегическое планирование и государственное регулирование ключевых отраслей экономики. Единороссы настаивают на необходимости «жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители», а за необоснованное повышение цен на энергоносители намерены ввести уголовную ответственность. «Мы впервые заявляем о том, что будем готовить законодательную базу, которая предполагает возможность уголовного наказания за несправедливое или необоснованное повышение цен на энергоносители», -- заявил г-н Грызлов. Он уточнил, что при этом имеются в виду горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственной отрасли и бензин.

Директор Института энергетической политики Владимир Милов полагает, что введение уголовной ответственности -- не та мера, которая даст эффект. Хотя, признает он, единороссы верно поставили проблему: «Вообще, большая проблема в том, что цены у нас регулируемые, но ответственности за их соблюдение никто не несет». Однако выход, по мнению г-на Милова, единороссы ищут не там. «У нас энергию принято рассматривать как «социальный» товар, хотя потребляет ее главным образом промышленность. И субсидии только плодят неэффективное использование энергии промышленностью. Если партия хочет защитить население, то уголовная ответственность не поможет. В том, что касается ГСМ и бензина, в первую очередь нужно развивать конкуренцию и антимонопольные органы -- это и даст эффект».

Вообще, единороссы взяли на себя обязательства с десятилетней перспективой в самых разных сферах жизни страны. На первое место партийцы поставили «кардинальное повышение качества и уровня жизни большинства россиян, преодоление бедности как социального явления, искоренение практики, когда работающий человек получает зарплату ниже официально установленного прожиточного минимума». Для этого, по мнению единороссов, необходимо вести «эффективную социальную политику»: увеличить поддержку ряда социальных групп, в том числе пенсионеров и малоимущих граждан, выстроить системы недорогих кредитов и содействовать открытию собственного дела. Второе место было отдано реформе системы здравоохранения. Затем идет обещание вывести страну в мировые лидеры по уровню образования. Среди приоритетов партия власти называет также проведение новой молодежной политики с помощью «активного продвижения молодых граждан на все этажи власти и во все сферы управления», реализацию промышленной политики, ускоренное развитие агропромышленного сектора, борьбу с коррупцией и решение демографической проблемы.

Тем временем представители других политических партий обвиняют «Единую Россию» в плагиате и неумении создать что-то свое. «Логичнее было бы эту программу назвать «Россия, которую обираем», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» экс-лидер партии «Родина», депутат Госдумы Дмитрий Рогозин. -- Она на первый взгляд напоминает салат оливье, где всего намешано понемногу, взяты самые популярные идеи от всех партий. Национальные проекты от Медведева, борьба с коррупцией от Явлинского, планирование от коммунистов, суверенная демократия от Суркова, сбережение нации от «Родины»... Особенно странно и забавно звучит призыв бороться с коррупцией. Когда мы говорили о необходимости бороться с коррупцией, мы имели в виду «Единую Россию», потому что чиновники, состоящие в этой партии, и есть золотой генофонд коррупции».

«Все могло бы быть «солидно и красиво», если бы не продолжительный ряд позиций, по которым этот документ выглядит полнейшим обманом, -- считает первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Иван Мельников. -- Во-первых, явным образом передираются ключевые программные подходы других партий. В частности, нашей. Например, что касается развития приоритетных отраслей экономики, кардинального повышения уровня жизни граждан, промышленной политики. И даже государственного стратегического планирования. Слова, может, не всегда те же, но заложенные в них смыслы во многом переписаны из наших программных документов, заявлений, выступлений. Но это было бы не так неприятно, если бы не «во-вторых». А во-вторых, все последние пять лет, которые, по словам единороссов, «существенно изменили облик страны», делалось как раз все, чтобы уничтожать условия для подобной политики, тормозить развитие экономики, вести безграмотную, стяжательскую бюджетную политику, когда деньги вкладывались не в человека и не в естественный экономический рост, а в кубышку».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Иван ГОРДЕЕВ