|
|
N°179, 02 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Открытый дом
В Петербурге начался международный театральный фестиваль
Шестнадцать лет подряд осенью, в начале сезона, в северную столицу съезжаются «театры стран Балтийского региона». Возникший в 1990 году ради сохранения культурных связей с бывшими республиками, тогда уже ближним зарубежьем, фестиваль «Балтийский дом» постепенно вовлек в свою орбиту и зарубежье дальнее -- Польшу, Германию, Скандинавию. «Балтийский дом» стал едва ли не главным петербургским фестивальным событием, сформировав свое особое пространство для общения и культурного обмена, для встречи подчас полярных театральных идей и знакомства с новыми именами. А еще это пространство стало в самом деле домом, где торжественно вручают официальную премию Министерства культуры за вклад в развитие гуманитарных связей -- «Балтийскую звезду», а неофициально награждают постоянных участников и друзей не менее почетным званием «домового».
Один из таких постоянных гостей, вильнюсский театр Meno Fortas, открывал нынешний фестиваль. Эймунтас Някрошюс, имя которого действует на русского зрителя магически, показал на сцене театра «Балтийский дом» премьеру «Фауста» Гете с Владасом Багдонасом в главной роли и с подзаголовком: «эскиз спектакля». Насколько этот эскиз закончен, москвичи смогут оценить в ноябре, когда «Фауст» приедет в столицу. Здесь же в течение следующих десяти дней будут представлены постановки, некоторые из которых, как, например, «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса и «Три сестры» Римаса Туминаса, Москва уже видела, другие вряд ли скоро увидит. Так, на спектакли бельгийского режиссера Люка Персиваля московская критика, которая, кажется, в новом европейском театре недостатка не испытывает, второй год подряд исправно едет в Петербург. На прошлом фестивале Персиваль показал «Отелло», радикально осовремененный и психологически совершенный вариант шекспировской трагедии, поставленный им в Мюнхенском театре, а на этот раз привозит с бельгийскими артистами чеховского «Дядю Ваню». Но все же главным сюжетом фестиваля, по мнению его организаторов Сергея Шуба и Марины Беляевой, в этом году должен стать «польский акцент». Специальная польская программа включает в себя две постановки из Варшавы: «Космос» Витольда Гомбровича (Национальный театр, режиссер Ежи Яроцки) и «Запасевич играет Беккета» (Театр Повшехны, режиссер Антоний Либера), а также фотовыставку, посвященную сценической интерпретации пьес Гомбровича, и несколько лекций о современном польском театре.
Конечно кроме зарубежной программы у фестиваля есть и собственная гордость, то есть русская часть, за которую отвечают: от Петербурга -- Андрей Могучий со спектаклем «Не Hamlet» и БДТ с «Марией Стюарт» в постановке Темура Чхеидзе, от Москвы -- «Федра. Золотой колос» Андрия Жолдака и мхатовский «Лес» Кирилла Серебренникова. Таким образом, на театральном форуме, который собирает «Балтийский дом», будет соседствовать и классическое, и коммерческое, и не подходящее ни под какие стандарты, то есть именно то искусство, которое, со всеми своими достоинствами и недостатками, является современным. А это значит, что фестиваль -- живой; и хочется верить, что через год и дальше будет так.
Екатерина Рябова