|
|
N°180, 03 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Идея референдума об объединении с Россией нелепа"
Вероятность проведения референдума об объединении России и Белоруссии -- самая обсуждаемая тема в Минске. Госсекретарь союзного государства Павел Бородин считает, что референдум может состояться в декабре. Но на днях Александр Лукашенко категорично заявил, что Белоруссия не войдет в состав России. Прокомментировать перспективы союзного строительства газета «Время новостей» попросила Станислава ШУШКЕВИЧА, экс-спикера парламента Белоруссии, одного из авторов Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года, узаконивших распад СССР.
-- Были ли распад СССР и обретение суверенитета союзными республиками результатом объективных процессов?
-- Чем больше проходит времени, тем более четко я понимаю, что это было неизбежно. К моменту подписания Беловежских соглашений Советский Союз был развален и неуправляем, несмотря на все усилия Михаила Горбачева. После августовского путча 1991 года это стало особенно очевидно. Тогда процессы распада СССР нужно было вернуть в цивилизованное русло, что мы и сделали. На самом деле Беловежские соглашения были просто констатацией свершившегося факта. Только благодаря им распад СССР прошел без кровопролития. Если бы мы пошли по другому пути, здесь мог бы реализоваться сценарий, который мы позднее наблюдали в Югославии.
-- Существует ли сегодня угроза независимости Белоруссии?
-- Я считаю идею референдума об объединении с Россией нелепой, не имеющей права на существование. Сомневаюсь, что, если она будет реализована, в мире признают результаты такого плебисцита. Особенно если учесть, что белорусские избирательные технологии не пользуются доверием у международного сообщества.
-- Белоруссия зависит от России, которая поставляет ей дешевые энергоносители. Насколько сильна эта зависимость?
-- Объективно никакой зависимости Белоруссии от России нет, она ощущается лишь в результате проводимой сегодня политики. Белорусам всегда удавалось выживать за счет своего труда, квалификации и умений, и мы можем обойтись без российских нефтедолларов. Считается, что россияне нас осчастливливают, делая уступки по цене газа. Но ведь, с другой стороны, белорусская система ПВО фактически является фрагментом российской, и Москве это очень дешево стоит. Так что надо подумать, кто за чей счет живет.
-- Как вы считаете, хочет ли объединения с Россией белорусское руководство?
-- Сегодня у них нет иного пути. Они будут делать все, что им диктует Москва, потому что в качестве альтернативы Минск может развивать сотрудничество с Венесуэлой и Кубой, а это еще более тоскливо.
-- Сторонники интеграции часто приводят в пример Европейский союз. Могут ли Россия и Белоруссия объединиться на принципах ЕС?
-- Это невозможно хотя бы потому, что в Российской Федерации нации не располагают такими свободами, как даже не имеющие государственности национальные меньшинства в Европе. Ни один из российских субъектов федерации не обладает такими же правами, как, например, Уэльс в Великобритании. Отсюда обиды и проблемы с национальными меньшинствами в России. Белоруссия и Россия должны дружить, здесь нет проблем. В Белоруссии никогда не было антироссийских настроений, и мы можем быть прекрасными соседями.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск