|
|
N°179, 02 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Америка хочет знать все
Европейский суд защищает частную жизнь в воздухе
Со вчерашнего дня европейские авиакомпании летают в США в обстановке «правового вакуума». Каждая из них рискует штрафом в 6 тыс. долл. за каждого перевезенного в Америку пассажира. Такая ситуация сложилась из-за провала переговоров между Еврокомиссией и властями США по поводу передачи личных данных авиапассажиров, путешествующих трансатлантическими рейсами. Правительство Великобритании вчера в одностороннем порядке решило проблему, временно позволив авиакомпаниям Соединенного Королевства информировать американцев обо всем, что те пожелают знать о пассажирах. Правда, в результате британские авиакомпании подвергаются другой опасности. Они могут стать объектами судебного преследования со стороны клиентов, не согласных с разглашением их личных данных. Впрочем, вчера Еврокомиссия выпустила заявление, в котором говорится о стремлении уже в ближайшую пятницу договориться с США.
Требование к авиакомпаниям заранее передавать всю имеющуюся информацию о пассажирах трансатлантических рейсов американские власти выдвинули в 2003 году в рамках ужесточения мер по борьбе с международным терроризмом. Авиакомпания в процессе перевозки узнает о клиенте довольно много. Помимо паспортных данных и домашнего адреса в компьютер перевозчика попадают, например, такие сведения, как номера кредитных карт и банковских счетов или выбор бортового питания, по которому можно судить о религиозных убеждениях путешественника. Американцы хотят знать все эти вещи. Сейчас они просят европейские авиакомпании предоставлять сведения о клиентах в общей сложности по 32 статьям.
Выполнять эти просьбы в мае 2006 года запретил Европейский суд. Он постановил, что проект соответствующего соглашения между США и ЕС нарушает европейские законы о защите частной жизни, во всяком случае до тех пор, пока США не возьмут на себя обязательства по предотвращению злоупотреблений этой информацией. Суд дал Еврокомиссии срок до 30 сентября для проведения соответствующих переговоров с американцами. Эти переговоры завершились безрезультатно. «Соглашения нет. По состоянию на 12 часов ночи сегодня существует правовой вакуум, -- сообщил на исходе субботы пресс-секретарь Еврокомиссии Джонатан Тодд. -- Нам надо обсудить, что делать дальше».
Ранее американские власти оставили за собой право штрафовать иностранные авиакомпании на 6 тыс. долл. за каждого пассажира, перевезенного без соблюдения утвержденных в США процедур. Формально со вчерашнего дня таким санкциям могут подвергнуться все крупнейшие европейские авиаперевозчики.
Но вчера английское правительство сделало «сепаратный» шаг навстречу США, разрешив своим компаниям передавать в Америку всю требуемую информацию о клиентах. Решение имеет статус временного распоряжения. Правда, так или иначе оно явно противоречит решению Европейского суда. Поэтому и правительство Ее Величества, и британские авиакомпании, избежав финансовых санкций в Америке, рискуют стать объектами судебного преследования у себя дома.
Вслед за этим Еврокомиссия заявила, что направила американской стороне проект документа, направленный на достижение компромисса по вопросу предоставления данных об авиапассажирах. Суть документа не раскрывается, однако в заявлении ЕК говорится, что он будет рассмотрен 5 октября в Люксембурге на встрече министров транспорта стран -- членов ЕС и в тот же день, возможно, будет подписано соответствующее соглашение. Руководство ЕС, сообщает РИА Новости, также призвало США продолжать практику охраны конфиденциальных сведений о пассажирах, которая была предусмотрена прошлым соглашением, до достижения новых договоренностей.
До России эта проблема пока не докатилась. Как заявила вчера «Времени новостей» Ирина Данненберг, пресс-секретарь «Аэрофлота» -- единственной летающей в Америку российской авиакомпании, -- они заранее сообщают имена и паспортные данные своих пассажиров согласно порядку, введенному американскими властями после терактов 2001 года в Нью-Йорке. Более подробную информацию о путешественниках из России американцы пока официально не запрашивали.
Михаил КУКУШКИН