|
|
N°180, 03 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скука и волшебная палочка
Георгий Боос год «рулит» Калининградской областью
На самый запад России этот удачливый бизнесмен (интересы его компании «Светосервис» уже давно не ограничиваются одной лишь ночной подсветкой крупных сооружений в Москве) и заметный политический деятель (экс-министр по налогам и сборам, бывший вице-спикер Госдумы, один из лидеров «Единой России») прошлой осенью буквально ворвался. Каждое его слово или идея воспринимались как откровение. Он поражал невиданной прежде среди калининградских чиновников широтой замаха и смелостью взглядов. Его задушевную игру на гитаре слушали с замиранием сердца, про себя гадая: «Ну неужели заживем?!»
Георгий Боос приехал в Калининград не один. Но своих людей он не стал расставлять на ключевые посты сразу. Наоборот , всячески демонстрировал тесный союз с местной элитой. Прошел год, и расстановка сил постепенно прорисовывается. Бывший помощник г-на Бооса в Госдуме Валентина Калинкова стала во главе исполнительного комитета регионального отделения «Единой России». Руководитель его думского секретариата Валентина Захарова возглавила секретариат и в калининградском правительстве. Среди женщин российского запада эти две считаются, пожалуй, самыми влиятельными -- имеют не только властный ресурс, но и давно «прописаны» в ближнем круге. Бывший глава администрации московского района Бибирево Сергей Булычев, откликнувшись на зов г-на Бооса, получил такой карьерный рост, о котором в столице мог бы только мечтать. В номенклатурной табели о рангах он теперь второй человек в регионе -- председатель областной Думы. Совсем недавно в Калининград приехал и новый главный врач областной больницы, тоже москвич.
С приходом Георгия Бооса в регионе не стало никакого противостояния. За прежние годы все привыкли, что мэрия Калининграда и областная администрация постоянно «бодаются». Теперь все не так -- лидер в регионе отныне один. Все соперники то ли затаились, то ли умалились.
И иногда стало казаться, что Георгию Боосу скучно в Калининграде, будто маловата ему область, развернуться негде. Нередко на правительственных заседаниях бывает так: обсуждается важный вопрос (например, рост цен на бензин), все, кто хотел, высказались, итоговое слово берет губернатор и... дает макроэкономическую картину происходящего. Говорит о цене за баррель иранской нефти, объясняет, почему дешевле российская нефть Urals, как идут торги на бирже, как в мировую экономику интегрированы нефтяные компании, зачем нужна диверсификация поставок нефти и топлива. Закончив, он в ожидании смотрит на своих подчиненных -- кто-то продолжит или возразит? Но нет, все молчат. И губернатор со вздохом объявляет, что решение принято, переходит к следующему вопросу. А однажды на одном из концертов он вышел на сцену с гитарой в руках и запел: «В дом ко мне вошла без стука -- скука...»
Именно благодаря масштабности своих задумок Георгий Боос и произвел в свое время фурор. Калининградцы (да, кажется, поначалу и сам губернатор) поверили, что он волшебник, великий и ужасный Гудвин. Вот взмахнет сейчас волшебной палочкой (правительственная пресс-служба, кстати, именно буквально так и писала) и сделает то, что до него еще никто никогда не делал. Но то ли палочка оказалась бракованной...
Едва появившись в области, г-н Боос понял, что эта земля богата до сих пор не реализованными возможностями. Но головокружение от успехов прошло. И только сейчас, кажется, есть понимание того, что львиная доля этих возможностей сдерживается целой системой противовесов и большим количеством «но». Да, регион может быть уникальным транспортным узлом между Западом и Россией. Но тут же (как бы в ответ на идею г-на Бооса) возникает проблема с литовским транзитом. Да, Калининградская область - пилотный регион в отношениях России с Европой. Но что сулит ей грядущее вступление Литвы и Польши в шенгенскую визовую зону? Да, население области можно увеличить за счет мигрантов (правда, не в пять и даже не в два раза, как хотел Георгий Боос, а лишь на треть за десять лет). Но при этом непонятно, как в короткие сроки решить квартирный вопрос -- жилья ведь не хватает даже местным. Так что теперь губернатор стал более осторожен в своих высказываниях. Он как-то даже признался, что понял: вот этим и отличается законотворческий работник федерального уровня от регионального чиновника. Калининградцы, поначалу обрадованные масштабностью предлагаемых проектов, теперь ждут адекватных решений. Ясно это и самому Георгию Боосу. Однако как он сам не раз говорил, пока есть лишь тенденции, указывающие на то, что завтра будет лучше, чем вчера.
Когда-то к Георгию Боосу приклеился ярлык «политик с федеральной проходимостью». Это правда -- представляя в Госдуме лужковский лагерь, в прежней московской жизни он решал совсем другие вопросы. Уровень задач и оппонентов был иным -- г-ну Боосу находилось не только с кем спорить, но и к кому прислушиваться. В Калининграде же постепенно случилось так, что при всей видимости коллегиальности принятия решений губернатор в этом вопросе оказался одинок, иногда становясь заложником собственного мнения. Местные чиновники, то ли задавленные масштабностью идей своего патрона, то ли демонстрирующие таким образом свою лояльность, не решаются (по крайней мере публично) ему оппонировать. Схожая ситуация, кстати, и в областной Думе. За время своей весенне-летней сессии депутаты приняли пятьдесят законов, более семидесяти процентов которых разработано не ими, а региональным правительством. Губернаторское послание отменили на счет «раз». Наверняка столь же быстро примут и новый закон о региональной общественной палате, которая будет частично формироваться г-ном Боосом. Впору понятие «законодатели» поменять на «законоприниматели» или «рукоподниматели». И такое положение дел становится нормой.
Газета «Время новостей» поинтересовалась у нескольких влиятельных калининградских персон, как они оценивают год губернаторства Георгия Бооса. Первый вице-спикер областной Думы Константин Поляков заявил, что «в целом -- положительно». «Боос реформировал региональную систему госвласти, сделав ее эффективной и прозрачной. Занял жесткую государственную позицию по отношению к бизнесу, что позволило существенно увеличить доходную часть бюджета. Встряхнул и муниципальные образования. Однако не хочется, чтобы с приходом крупного столичного бизнеса наши предприниматели оказались раздавленными. То же самое касается и региональной элиты. С ними надо обходиться бережно», -- сказал г-н Поляков. Более радикален в своей оценке заместитель председателя думского комитета по международным делам Соломон Гинзбург. «Губернатор -- сильная, харизматичная фигура с огромным интеллектуальным и волевым потенциалом. Однако ему надо учитывать -- в своей работе опираться можно только на то, что не гнется. Знаете, есть такая поговорка: «Шутка хозяина всегда смешнее». Так вот среди наших чиновников, как я вижу, есть желание прогнуться, а не создать институт эффективной экспертной оценки. Да, у губернатора есть институт советников. Но теперь очевидно, что на самом деле это обслуга. Да и нынешний парламент стал откровенно слабым», -- заявил г-н Гинзбург. А председатель региональной Ассоциации муниципальных образований Александр Григорьев полагает, что к местной власти «отношение стало как прежде -- приказали и делай, а думать ты не должен». «Это очевидный минус. Но в то же время нельзя сказать, что мы не нужны власти, как это бывало раньше. Каждый понедельник мы на оперативном совещании у губернатора, и он готов выслушать любого. Это, конечно, хорошо. Раньше мы просто не имели выхода наверх, а теперь губернатор нас слышит», -- пояснил г-н Григорьев.
От имени бизнеса работу г-на Бооса оценил президент региональной Ассоциации иностранных инвесторов, почетный консул Хорватии Стефано Влахович. «На мой взгляд, год --это недостаточный срок, чтобы определить эффективность действий на уровне области. Отчасти и потому, что некоторые процессы были начаты еще до прихода Георгия Валентиновича и дают свой эффект до сих пор. Более правильно, мне кажется, было бы оценивать по итогам двух лет. Радует, что взаимодействие между регионом и федеральным центром стало гораздо теснее. Раньше Москва казалась за пределами влияния. Сейчас к мнению области там прислушиваются», -- полагает г-н Влахович.
При этом очень многие калининградские влиятельные персоны от комментариев отказались...
Вадим СМИРНОВ, Калининград