|
|
N°179, 02 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подрывных дел мастера
Команда Топалова пытается выиграть проигранный матч
Судьба объединительного матча за звание чемпиона мира по шахматам на момент подписания этого номера оставалась туманной. Нерешенной оставалась главная, но невероятно трудноразрешимая проблема -- с какого счета продолжать борьбу. Россиянин Владимир Крамник справедливо считал, что надо играть с достигнутых за шахматной доской 3:1. Его болгарский оппонент Веселин Топалов настаивал на достигнутом не без скандальной помощи апелляционного комитета результате -- 3:2. Для Крамника уступки в данном случае невозможны, поскольку он ничего противозаконного не делал и преимущество свое получил за шахматной доской. Для Топалова отставание в два очка выглядит непреодолимым, и у него есть повод свернуть этот поединок.
Накануне пятой партии команда Топалова потребовала запретить игрокам пользоваться туалетами, расположенными в комнатах отдыха игроков. По их мнению, Крамник неоправданно часто посещал свой санузел. Хотя человеческие потребности никакими документами не регламентированы, это абсурдное требование нашло понимание среди членов апелляционного комитета. Участникам предложено было посещать общий туалет, но Крамника возмутило даже не это, а то, что правила игры меняются по ходу соревнования без его согласия. Подобное в современном спорте абсолютно неприемлемо. Возмутило россиянина и то, что болгарской делегации удалось просмотреть технические записи из его комнаты отдыха и увиденное там соперники охотно комментировали.
Самая большая оплошность (если это оплошность) организаторов все же состояла в том, что, не заручившись согласием Владимира Крамника продолжать борьбу в новых условиях, были пущены часы в пятой партии. Топалов дисциплинированно прибыл в нужный час -- чего-то подобного он и добивался -- и спустя положенное время дождался технической победы.
Крамник в это время в соседнем помещении разъяснял журналистам свою позицию. Намеки команды Топалова хотя напрямую не были озвучены, но выглядели вполне прозрачно -- в туалетной комнате Крамник получал необходимые подсказки. Россиянин заметил, что подобное технически абсолютно невозможно, а об этической стороне заявления болгар ему даже говорить неприятно. Владимир, не желая ненужной полемики, тактично умолчал о том, что многие мировые СМИ намекали на нечистоплотность в подобных делах самого Топалова, которому последние два года удавались абсолютно нереальные победные серии по ходу крупнейших турниров. При этом зачастую его ходы полностью совпадали с идеальными ходами, предлагаемыми лучшими компьютерными программами.
Намеки на нечистоплотность Крамника явно надуманны. Во-первых, получай он помощь извне, разве допустил бы во второй партии позицию, где его соперник не заметил выигрыша в три хода. К тому же каждый серьезный шахматист знает, что в партии, как правило, бывают 2--3 хода, когда надо принимать решения, определяющие дальнейший ход партии. Остальные ходы в большей степени зависят от просчета позиции и шахматной техники. Поэтому нет ни малейшей необходимости более 20 раз обращаться за помощью.
Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов во время зарождения скандала находился в Сочи и не мог оперативно вмешаться в борьбу. Естественно, он ринулся спасать матч, организация которого стала плодом многолетних усилий. За субботний день ему удалось вернуть игрокам право посещать собственные туалетные комнаты. Были отправлены в отставку и члены апелляционного комитета, которых Крамник недвусмысленно обвинил в предвзятости и дружеских отношениях с менеджером Топалова Сильвио Данаиловым. Но главный вопрос о счете поединка вполне может сделать все эти шаги бессмысленными. И это несколько дней спустя решения Илюмжинова баллотироваться на пост президента Международного олимпийского комитета. Лучшей антирекламы для функционера не придумаешь.
Помимо принципиальной позиции Крамник наверняка опирается и на исторический прецедент. В истории шахмат был уже схожий случай, из которого вполне можно сделать определенные выводы. В 1972 году американец Роберт Фишер проиграл первую партию матча Борису Спасскому, а на вторую не явился, поскольку организаторы не выполнили его желание играть в изолированном помещении. Американцу мешали многочисленные телекамеры, расположенные в игровом зале. Выигрывая 2:0, Спасский согласился на изменение регламента, о чем потом неоднократно публично сожалел. Фишер убедительно выиграл тот матч. Требуй Спасский соблюдения условий матча, скорее всего, в шахматной истории так бы и не появился чемпион мира Роберт Фишер. История учит.
Есть исторические прецеденты, только совсем другого свойства, и у болгарской стороны. Топалов и его команда могут остаться в истории как бригада по разрушению чемпионских матчей и циклов. Сильвио Данаилов -- известный менеджер и изрядный интриган. В 2003 году он опекал чемпиона ФИДЕ Руслана Пономарева, а сам Топалов входил в тренерский штаб украинского гроссмейстера. Тогда всем запомнились абсурдные требования украинца, в итоге и сорвавшие его матч с Гарри Каспаровым, на открытие которого согласились приехать даже президенты России и Украины. Действия Понамарева тогда направлял Сильвио Данаилов. Пономарев упустил свой, скорее всего, единственный шанс сыграть в титульном матче и минимум 400 долл. гонорара.
Ныне план Данаилова вновь работает на разрушение. В четвертой партии его подопечный явно убедился, что при камерном течении событий за шахматной доской у него шансов немного. Крамник как никто другой умеет оберегать преимущество в счете, и пробить его защиту в похожей ситуации не смог даже Гарри Каспаров. Требовались неординарные меры, чтобы сократить счет. Данаилов эту комбинацию провернул и теперь имеет все возможности свернуть и матч.
Владимир СТЕЦКО