|
|
N°179, 02 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почтальон звонит трижды
Сборная России наконец стала чемпионом мира по футболу. Жаль, что пока только среди бомжей и наркоманов, которые соревновались в ЮАР, где пройдет следующий чемпионат мира среди обычных футболистов. Практически в это же самое время один из клубов российской «большой тройки»-- столичный «Локомотив»-- умудрился проиграть в Кубке УЕФА любительскому бельгийскому «Зульте-Варегему». Ну там всяким почтальонам, разносчикам пиццы еtc., на досуге балующимся футболом.
Если вспомнить новейшую историю российского футбола, получается, что «почтальон звонит трижды». ЦСКА в свое время уступил в Лиге чемпионов намного более слабому по составу македонскому «Вардару», «Спартак» был бит словацким «Кошице», и вот теперь «отличился» московский «Локомотив». При этом россияне то выиграют чемпионат мира для бездомных, то победят на соревнованиях для людей с ограниченными возможностями. Иными словами, успехи российских любителей в нетрадиционных видах футбола куда весомее, чем профессионалов в обычном.
Почему так происходит? Почему тот же Лев Яшин некоторое время прекрасно совмещал футбол с работой на заводе, а некоторые нынешние российские игроки никак не могут совместить главное свое профессиональное занятие, за которое получают более чем достойные деньги, с бесконечными светскими тусовками? Почему быть медиа-персонами, как Рональдиньо или Бекхэм, наши игроки учатся быстрее и лучше, чем играть на уровне главных светских звезд мирового футбола.
Проблема в том, что в России в принципе не сформирована до сих пор культура профессионального футбола. Клубы вроде бы называются профессиональными, но не являются таковыми по структуре собственности, финансовой отчетности, поведению клубных менеджеров и владельцев. Игроки тоже чисто психологически, похоже, не считают себя «работниками футбола». Отсюда такое отношение к заведомо более слабым, порой даже любительским зарубежным командам, попадающимся в соперники на ранних стадиях еврокубков. Отсюда иногда откровенно беспомощная игра сборной, в которой наши футболисты часто исключительно психологически не готовы противостоять серьезным соперникам. Футбол у нас воспринимается игроками -- на чисто подсознательном уровне-- как некое развлечение, хобби, за которое еще и прилично платят.
На этом фоне сборная бомжей.то есть любителей по определению, оказывается в выигрышном положении. Для этих людей выиграть чемпионат мира уж точно значит заявить о себе, доказать, что их рано вычеркивать их списков успешных, состоявшихся людей. Это профессиональные российские футболисты часто валяют дурака на поле, а бомжи выкладываются на все сто. Для первых футбол -- полупрофессия, за которую платят большие бабки. Для вторых -- окошко в нормальную человеческую жизнь, отдушина, луч надежды в темном царстве нищих будней.
Посмотрите, что происходит с российским клубным футболом. Во всех без исключения лучших клубах страны практически все главные роли играют легионеры. При этом отечественные звезды, похоже, больше стремятся засветиться на какой-нибудь светской церемонии, чем отвоевать себе позиции харизматических лидеров команды. И даже те наши игроки, которые все-таки являются лидерами своих команд (например, Егор Титов в «Спартаке» или Александр Кержаков в «Зените»), по разным причинам не в состоянии стать такими харизматическими лидерами в сборной. Ни у кого из российских футболистов премьер-лиги в принципе не возникает ощущения, что он и больше никто должен тащить на себе сборную. Что каждый матч-- как последний.
Рональдиньо, конечно, гениально одарен футбольным богом. Но и он не стал бы таким игроком, если бы тупо бегал в своем «ПСЖ» по правому флангу, куда его отрядили тренеры, и не попал в «Барселону», где его смогли убедить в необходимости быть ключевым игроком, держащим все нити игры. То есть не поставили перед ним сверхзадачи, которая, помноженная на личные амбиции, помогла бы переплавить талант в готовый футбольный продукт.
У наших команд так много позорных поражений и так немного славных побед во многом потому, что статус спортсменов-любителей времен социализма наложился на вполне капиталистические зарплаты. А ощущение, что профессионал обязан отрабатывать каждую копейку и каждый цент своего грандиозного для все еще довольно бедной страны заработка, так и не появилось.
Семен Новопрудский