|
|
N°133, 26 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Испытания катастрофой
По мнению экспертов, причиной гибели Артема Боровика и Зии Бажаева стало роковое стечение обстоятельств
Первый полет специального лайнера, созданного в рамках расследования произошедшей 9 марта 2000 года в Шереметьеве катастрофы самолета Як-40, состоялся в прошедшие выходные на аэродроме в подмосковном городе Жуковский. Как полагают эксперты, начавшиеся испытания должны наконец поставить точку в скандальной истории гибели главы холдинга «Совершенно секретно» Артема Боровика и президента нефтяной компании «Альянс» Зии Бажаева вместе с пятью членами экипажа, находившимися на борту злополучного Яка.
Как рассказал начальник Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова Вячеслав Бакаев, испытания, по расчетам следователей, должны были начаться еще в начале лета. Однако ни одно из российских авиационных предприятий не решилось предоставить институту машину хотя бы на льготных условиях. В результате инженерам института пришлось своими силами восстанавливать найденный по случаю старый Як-40 и оборудовать в нем лабораторию. Общая стоимость аппаратуры и самих испытательных полетов составила около 250 тыс. долларов, которые нефтяная компания «Альянс» смогла выделить только в конце августа.
Летный эксперимент, по замыслу руководства ЛИИ, будет проходить в два этапа -- испытания в полете и «продувка» Як-40 в аэродинамической трубе в ЦАГИ. Как предполагается, моделировать катастрофу в реальных условиях будут летчики-испытатели Александр Гарнаев и Александр Бесчастных, которые совершат в общей сложности девять контрольных вылетов.
В ЛИИ имени Громова предполагают, что результаты полетов почти наверняка подтвердят выводы экспертов Межгосударственного авиационного комитета, сделанные еще в мае этого года. Тогда инженеры установили, что самолет упал из-за сочетания сразу нескольких неблагоприятных обстоятельств -- установки пилотами закрылок в положение 11 градусов вместо положенных 20, слишком раннего отрыва от земли и вдобавок к этому обледенение поверхностей крыльев, которые не были обработаны специальной жидкостью. Цель первого этапа полетных испытаний будет заключаться в выяснении степени влияния на устойчивость самолета нерасчетного положения закрылок и стабилизаторов и ранний подъем колеса. Во время второго этапа инженеры попытаются выяснить степень влияния наличия льда на поверхности крыльев на уменьшение прочности лайнера. Для этого на крылья Як-40 будут наклеены специальные накладки, имитирующие лед. После завершения экспериментов специалисты сравнят результаты исследований на каждом из этапов и сделают окончательные выводы о том, что послужило причиной катастрофы самолета.
Александр РАСКИН