|
|
N°178, 29 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предбанкротная модернизация
«Нафтогазу Украины» нужно 4,6 млрд долларов
Вопрос о способности Украины обеспечивать бесперебойный транзит российского газа продолжает оставаться одним из самых острых при обсуждении энергетической безопасности Европы. С урегулированием проблемы дефицита украинского баланса до конца года «на взаимовыгодных», как утверждают стороны, условиях («Газпром» и минтопэнерго Украины на этой неделе согласовали схему и цену поставок) вопрос все же не снят с повестки дня. «Нафтогаз Украины», являющийся оператором национальной газотранспортной системы, как вчера официально признал кабинет министров и лично его глава Виктор Янукович, находится в предбанкротном состоянии. А значит, может испытывать известные трудности с обеспечением необходимого уровня инвестиций в поддержание системы, особенно в среднесрочной перспективе. Вчера же газотранспортная «дочка» «Нафтогаза» -- «Укртрансгаз» -- презентовала амбициозную программу модернизации ГТС страны на четыре года, которая потребует 4,6 млрд долл. инвестиций. По информации «Времени новостей», большая часть этой программы не столько «модернизация», сколько банальная замена линейной части советской магистрали «Союз», выработавшей свой ресурс. Инвестпроект сейчас находится в стадии доработки, однако известно, что на эти цели придется потратить около 4 млрд долл. до 2010 года. Финансировать эти работы компания планирует за счет заемных средств, а кредиты привлекать под залог долгосрочного контракта на транзит с «Газпромом». На три других мелких проекта планируется направить большую часть кредита ЕБРР на 400 млн евро, о котором уже практически договорился глава Минтопэнерго Юрий Бойко, еще около 140 млн долл. «Нафтогаз» вложит собственных средств.
Выступая вчера на заседании правительства, Виктор Янукович выразил «огромное беспокойство» состоянием «важнейших государственных монополий» -- «Украинских железных дорог» и «Нафтогаза». «Назову лишь две цифры, -- сообщил премьер, -- по оценкам специалистов, убытки «Нафтогаза» в этом году могут достичь 1,5 млрд долл., а накопившиеся долги железнодорожной компании превысили 7 млрд гривен (1,4 млрд долл.). В результате избыточной финансовой нагрузки и полуторагодового, не побоюсь этого слова, преступного хозяйствования эти компании фактически оказались на грани банкротства».
Источники «Времени новостей», близкие к «Нафтогазу», признают тяжелое состояние компании. У концерна кризис текущей рентабельности (вызванный в том числе и высочайшим налоговым бременем) и большие долги -- около 1,8 млрд долл. Как сообщил вчера на заседании правительства глава «Нафтогаза» Владимир Шелудченко, ежемесячные поступления, получаемые компанией в качестве оплаты за транзит российского газа, составляют 120 млн долл. (или 1,4 млрд долл. в год). Кроме того, компания транзитирует среднеазиатский газ швейцарского трейдера RosUkrEnergo и оказывает ему, а также компании «Укргазэнерго» услуги по хранению газа, что в целом дает около 2 млрд долл. в год. При этом, по словам г-на Шелудченко, из суммы платежей за транзит «Нафтогаз» каждый месяц выплачивает в качестве рентных платежей 60 млн долл. и еще 25 млн долл. -- в счет погашения ранее взятых кредитов и процентов по ним. Если учесть расходы на закупку газа для нормального функционирования ГТС (7 млрд кубометров в год по 95 долл. за тыс. кубометров), то есть около 670 млн долл., свободного денежного потока транзит почти не приносит.
Пока на правительстве говорили о тяжелом финансовом состоянии компании, председатель совета директоров «Укртрансгаза» Ярослав Марчук презентовал во Львове программу модернизации главного актива страны, совместное управление которого в рамках созданного при Леониде Кучме газотранспортного консорциума России и Украины Виктор Янукович отказался даже обсуждать. Тем не менее, как пояснили «Времени новостей» в «Нафтогазе», компания все же надеется на реализацию проекта по расширению ГТС Украины в рамках консорциума за счет строительства газопровода Богородчаны--Ужгород (стоимость около 560 млн долл.). «Мы в полной мере осознаем, что наиболее эффективен он будет в партнерстве с «Газпромом», -- отметил официальный представитель НАК Константин Бородин, очевидно, имея в виду необходимость гарантировать загрузку этой трубы. Ранее «Газпром» заявлял, что участие в расширении украинской системы без получения в управление действующих газопроводов ему не интересно.
Алексей ГРИВАЧ