|
|
N°178, 29 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузия ответственности
Как России преодолеть острый кризис в отношениях с южным соседом
Газета "Время новостей" решила спросить у российских политиков и политологов, зачем Грузия арестовала российских офицеров и как вести себя России по отношению к южному соседу в сложившейся ситуации.
"Россия сделает все необходимое для освобождения своих офицеров"
Владимир ПЕХТИН, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме:
-- Россия заинтересована в развитии добрососедских и партнерских отношений на постсоветском пространстве. Что касается Грузии, политическое руководство этой республики планомерно проводит антироссийский курс, занимаясь намеренным нагнетанием ситуации. Только в этом году Грузия сначала обвиняла Россию в организации подрыва собственного газопровода, затем в том, что в Южную Осетию в нарушение мандата дополнительно вводится военная техника. Теперь задержание российских офицеров, принятие парламентом Грузии постановления о выводе российских миротворцев из Цхинвальского региона. Все это провокации, свидетельствующие о желании грузинской стороны заниматься исключительно эскалацией, а не решать проблемы цивилизованным путем, как это обычно делается в демократических государствах, к которым Грузия себя относит. Последний инцидент переходит все границы, мы обсудим этот вопрос на ближайшем пленарном заседании Госдумы. Россия сделает все необходимое для освобождения своих офицеров. Напомню, что российские миротворцы подчиняются Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта, а решение о вводе миротворческого контингента было принято на уровне президентов Грузии и России в 1992 году.
"С Грузией себя нужно вести по-братски, и тогда все сразу встанет на свои места"
Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, депутат Госдумы от фракции КПРФ:
-- К чему мечтать, все это пустые разговоры. Я не нахожусь у власти. У нас есть президент, министр иностранных дел, министр обороны и есть «Единая Россия», которая всегда знает, как надо поступать. Дайте нам рычаги управления, и мы решим эту проблему. Вообще с Грузией себя нужно вести по-братски, и тогда все сразу встанет на свои места, и мы с грузинским народом будем жить одной семьей.
"Пришло время расставить акценты в отношении дружественных нам Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья"
Николай КУРЬЯНОВИЧ, депутат Госдумы от фракции ЛДПР:
-- Российская дипломатия в последнее время активизировала свою деятельность в этом направлении. Но действует она все-таки слишком робко. А между тем пришло время расставить акценты в отношении дружественных нам Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Россия должна всеми силами способствовать проведению там объединительных референдумов без всякой оглядки на Евросоюз и Америку, которые на это никогда не согласятся.
"Ситуация в Грузии на грани всевозможных провокаций и силовых акций"
Владимир ЛЫСЕНКО, сопредседатель Республиканской партии России:
-- Я думаю, что ситуация в Грузии тупиковая. И Абхазия, и Южная Осетия не собираются возвращаться в Грузию, хотя по всем картам бывшего Советского Союза они входили в ее состав. Европа сейчас очень хочет сделать прецедент с Косово, которое населено албанцами. Если бы это прошло, появился бы шанс на изменение границ. Но сейчас ситуация в Грузии на грани всевозможных провокаций и силовых акций. Саакашвили как человек невыдержанный, темпераментный и амбициозный, хочет на этом противостоянии заработать себе авторитет в Европе. Но вряд ли ему это удастся. Скорее всего арест офицеров -- это акция, направленная на повышение его внутреннего авторитета, поскольку опросы показывают, что в грузинском обществе эта акция была воспринята положительно.
"Необходимо стимулировать в грузинском руководстве пророссийские настроения"
Сергей МИТРОХИН, заместитель председателя партии «Яблоко»:
-- Я считаю, что России нужно держаться в рамках диалога с Грузией и все-таки стимулировать в грузинском руководстве и грузинском обществе пророссийские настроения. Очень вредна эмоциональная реакция на какие-то недружественные проявления. Такая реакция даже унизительна для России как для великой державы. Нужно проводить последовательную политику, целью которой должно быть возвращение Грузии к конструктивному диалогу. Это выгодно для России. Если Грузия уйдет в НАТО или какие-либо другие евроатлантические структуры, Россия от этого только потеряет. Нужно привлекать Грузию, создавая благоприятные экономические условия как для грузинского бизнеса на территории России, так и наоборот. Нужно также создавать культурные программы. Это требует и вложения средств со стороны России. Россия этим не занималась никогда, отчасти поэтому Грузия сейчас так себя ведет. Очень вредны антигрузинские демарши отдельных политиков, когда они, например, снимают какие-то порнографические фильмы на грузинскую тему. Это вызывает недовольство в грузинском обществе.
"Если Грузия объявит России войну, будем воевать в течение трех-четырех дней"
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:
-- Давайте будем называть инициатором конфликта не Грузию, а грузинские власти. Уже в России что-то начали делать в ответ, шаг по прекращению выдачи виз я расцениваю как меру самозащиты. Хотя он, конечно, ударит и по всем невиновным грузинским гражданам. Раз грузинские силовики начали производить такие отчаянные авантюры, нужно защититься от того, чтобы им не пришла в голову мысль перенести эти авантюры на российскую территорию. Сейчас имеет смысл закрыть въезд. До сих пор не раскрыто, кто же взорвал газопровод, который шел в Грузию. Даже чеченцы на своих сайтах на себя это не взяли, хотя они очень любят брать на себя даже то, чего они не делали.
Договор о выводе российских войск из Грузии заключен, но не ратифицирован Госдумой и Советом Федерации. А все передвижения российских войск за границей должны совершаться в соответствии с ратифицированными документами. Мне кажется, в этих условиях нужно приостановить вывод войск до тех пор, пока в договор не будет внесено изменение, определяющее экстерриториальный статус российских войск до момента выведения их из Грузии. Если Грузия объявит России войну, будем воевать в течение трех-четырех дней.
У нас мощная проросшая корнями в грузинское общество грузинская диаспора в России. Полагаю, ей надо объяснить, что у нее могут возникнуть проблемы с бизнесом, если они не наведут порядок у себя на родине.
Нужно с обсуждением вопроса выходить на мировое сообщество и жестко ставить вопрос. Хотя мы знаем двойные стандарты этого сообщества.
Эти события -- следствие многих причин. Можно начинать даже с грузинского национального характера. Наибольшую моральную травму после развала СССР получили грузины, которые были самыми зажиточными людьми в Советском Союзе, а оказались самыми бедными в СНГ. Это следствие попытки в многонациональном государстве создать мононациональное. Есть и наши проблемы. Когда любящие друг друга разумные молодожены идут под венец, они заключают брачный договор в предположении, что они могут развестись. Это в будущем избавляет их от множества конфликтов. Заключая договоры с друзьями, надо исходить из того, что в исторической перспективе они могут оказаться врагами. Мы не делали этого в 90-е годы, мы, например, не записали экстерриториальный статус российских военнослужащих.
"Мы должны избежать соблазна действовать немедленно и истерично"
Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы «Меркатор»:
-- Прежде чем действовать, нужно выслушать объяснения грузинского руководства, что все это значит. Мы должны избежать соблазна действовать немедленно и истерично. Здесь нужно понимать асимметрию отношений -- Россия большая и сильная, а Грузия маленькая и недавно освободившаяся, у нее синдром вновь освободившихся стран. Еще англичане ввели такое понятие: страна, которая освободилась от колониального влияния, лидерства более крупной державы, первые несколько лет более всего озабочена подчеркиванием своей собственной уникальности. Для этого она при каждом удобном случае наступает на мозоль бывшему хозяину. Опыт распада СССР это повторяет. Любая вышедшая из СССР республика начинает самоутверждаться, облаивая своего бывшего "старшего брата". Потом это проходит, она понимает, что с бывшим партнером выгоднее взаимодействовать, чем ругаться. Но для этого должны поменяться политические элиты, пропасть страх того, что тебя опять хотят поглотить. Сейчас Грузия в острой форме проходит эту стадию.
Самое умное с нашей стороны не поддаваться на эти укусы. Если Россия будет в ответ заводиться и рисковать, то Грузия как раз и покажет всему миру, что она маленькая свободолюбивая страна, а Россия -- огромный медведь, который ничему не научился и хочет подавить демократическую страну.
Грузинские претензии, на мой взгляд, растут из внутренних проблем Грузии, они практически не касаются России. И нужно к ним относиться так, как положено относиться большой, уважаемой, солидной державе. Если отвечать на конфликт -- это означает поднимать противника до своего уровня.
Мне кажутся логичными и правильными спокойные, но достаточно жесткие ответы министра обороны и министра иностранных дел. Действительно нужно действовать через международные организации, через ООН, спокойно, без истерики.
Записали Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Дарья ГУСЕВА